дополнение к уроку 4 "основы композиции"

Цвет в ландшафтном дизайне

автор
Марина Толстикова
Теперь давайте подумаем, что человеческий глаз воспринимает первым? Форму или цвет? Напишите свой вариант в чате. Что из этого важнее?

Пока вы размышляете, хочу сказать, что правильное использование цвета в композиции невозможно без знания основ цветоведения

Цветовой круг
Сейчас перед вами стандартный инструмент художника и дизайнера — цветовой круг. Слева — холодные цвета, справа — теплые. Холодные
Холодные цвета зрительно отдаляют предметы от наблюдателя, теплые – наоборот приближают. Поэтому теплые оттенки у нас должны находиться на переднем плане, холодные – на заднем. Понятна такая логика?

Посмотрите: оранжевый на синем смотрится эффектно. Поставим наоборот – и гармония нарушается. Получается «дырка».
Небольшой красный островок на синем фоне воспринимается, как удачное сочетание. Но если мы его сейчас увеличим – то такое сочетание уже будет действовать на наше восприятие раздражающе. Обратите внимание, учитываем оттенок, и размер цветовых пятен!
Рассматривая круг мы можем заметить, что любой обладает еще и тональной характеристикой. Цвет, разбавленный белым, становится светлее. Черным – темнее. Чем светлее цвет – тем он легче. Мы привыкли, что темное – внизу, светлое – вверху.

Как это применить в дизайне сада? Следуем законам природы! Чтобы композиция воспринималась гармонично – на переднем плане размещайте растения темных тонов, на заднем – светлых. Это не строгое правило, но нарушая его – вы обязательно столкнетесь с ощущением «неустойчивости»
Конечно цветник – это в первую очередь СОЧЕТАНИЕ цветов (оттенков). Есть дружественные и враждебные цвета, это все правда. Итак.

Существует три типа цветовых сочетаний:
- Одноцветная гармония (это монохромное сочетание, когда мы используем один цвет)
- Гармония родственных цветов – когда мы используем соседние оттенки
- и полярная гармония из двух, трех или четырех цветов
Начнем с самой простой цветовой схемы – монохромной. Здесь мы используем более светлые оттенки и более темные тона одного цвета.

БЕЛЫЙ САД

Что такое белый? Это чистота, ясность, невинность. Белый сад – это классика. Если у вас есть какие-то темные углы в саду – белый цветник незаменим. Еще одно важное преимущество белых растений – это то, как хорошо они видны в сумерках. Вы замечали? Поставьте себе на заметку в те места, где не хватает освещения.
СИНИЙ

Синий цвет уместен в зоне отдыха, он снижает напряжение и замедляет пульс. Сам по себе синий, как холодный оттенок, конечно визуально расширяет пространство. Если сад скромных размеров – это удачное решение. Этот прием создает ощущение «вечного движения», особенно при прогулке вдоль длинных бордюров.

КРАСНЫЙ

Это очень активный и бодрящий цвет. Помещаем его в зону активного отдыха, там, где нужно много энергии. Красный цветник – вообще один из самых сложных в исполнении. Во-первых, легко промахнуться с нужным оттенком. Во-вторых красный цветник часто выходит довольно мрачным, особенно если использовать бордоволистные растения в качестве дополнения. Поэтому будьте осторожны!
ЖЕЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ

Желтый и оранжевый конечно лучше всего смотрится на солнечном месте. В саду желтые цветы кажутся больше и ближе, чем есть на самом деле. Хорошо разбавить монохромную композицию небольшим количеством кремового или белого цвета с желтым отливом.
ВТОРАЯ ГРУППА - ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ.
АНАЛОГИЧНОЕ цветовое сочетание


Здесь мы используем цвета, расположенные на цв круге рядом друг с другом. Посмотрите: на круге всего 4 группы: желто-красная, сине-красная, желто-зеленая и сине-зеленая. Цвета из одной группы называются гармоничными – самый беспроигрышный вариант.

Но и здесь есть нюанс! Помните, в прошлый раз мы говорили о главном герое в композиции. Здесь это правило особенно важно. Из нескольких цветов один мы обязательно выбираем главным, он становится лидером, доминантой. Значит все остальные цвета в нашей композиции должны быть либо темнее, либо светлее. Одинаковые по насыщенности цвета всегда будут друг с другом соперничать. Понимаете этот принцип?

ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

Снова возвращаемся к нашему кругу и прокладываем прямую через центр – получаем два гармоничных контрастных цвета. Опять же в такой композиции кто-то будет главный, а кто-то второстепенный. Главный цвет должен быть более насыщенным.
Гармония трех цветов

На нашем круге такое сочетание выглядит, как равносторонний треугольник. Профессионализм дизайнера здесь даже не столько в том, чтобы попасть в правильные цвета, сколько в том, чтобы правильно выбрать оттенки. На этих комбинациях строится композиция.

Конечно триада может строиться по принципу равнобедренного треугольника, где один цвет как обычно у нас основной и два – вспомогательные.

Ну и конечно самое сложное сочетание:

4 цвета – Как построить их на круге? Проводим вспомогательную линию через центр и получаем прямоугольник. Здесь довольно частая проблема - избыточная цветовая напряженность. Одно дело – пройти мимо яркого пятна в парке, и совсем другое – наблюдать его изо дня в день на собственном участке.

Домашнее задание
Сейчас у вас на руках уже есть список ФЗ и три варианта их распределения.
Проанализируйте эти зоны с точки зрения цвета и подумайте, какие цвета и оттенки подойдут для их оформления?
— Темные / светлые
— Холодные / телпые
— Контрастные сочетания или нюансные?

Made on
Tilda