Обзор выставки «Сады и люди» 2022

на что обратить внимание владельцам частных садов

Каждый сад — это история. Порой она простая и незатейливая, ее можно увидеть и понять без слов. Другие хочется слушать со всеми подробностями, смаковать детали. Третьи — полны мистики и окутаны аурой волшебства и сказочности.

уютный уголок на даче
Сад «Ведь-ма». Авторы: Еременко Ксения, Мария Бадина, Чухась Екатерина и Воронцова Евгения

Фестиваль «Сады и люди» несет огромную просветительскую миссию, давая возможность ландшафтным дизайнерам свободно творить в рамках заданной темы, начинающим — перенимать опыт у более опытных коллег, а гостям фестиваля тренировать свою насмотренность, наблюдать за сочетаниями текстур, форм, окраски растений и узнавать о тенденциях в сфере ландшафтного искусства.


Темами фестиваля в этом году были «Сон в летнюю ночь» и «Арифметика Сада». И в той, и в другой тематике команды дизайнеров дали волю фантазии.

Сады по теме «Сон в летнюю ночь»

Тема «Сон в летнюю ночь» многим в первую очередь напомнила о Шекспире, его творчестве, театре, декорациях, лицедействе. В этом направлении реализованы малые выставочные сады «Влюбленный Шекспир», «По стопам Гермии, по зову сердца», «Театр Сновидений», «Viridis Globus. Зеленый театр».


При этом для реализации и раскрытия этих тем были выбраны абсолютно разные материалы, формы и растительные композиции.

Гран-при: сад «Гипнос»

Тема шекспировской истории также потрясающе была раскрыта в саду, получившем гран-при фестиваля, «Гипнос (Ὕπνος)». Авторы для названия выбрали имя бога сна и сновидений Гипноса, который дает людям сладкий покой, позволяет забыть о бедах и страданиях.


С помощью грамотного зонирования на небольшой территории умело встретились афинские улицы и дворцы, волшебный южный лес, поляна, где репетируют артисты, постель королевы фей, место тайной встречи влюбленных беглецов.

Сад «Гипнос» (Татьяна Звездочкина, Елена Рыжова, Ольга Коржикова, Любовь Тюрина и Анастасия Алимпиева), фестиваль «Сады и люди» 2022

Были проекты, которые данную тему раскрывали через сон. Так в номинации «Большой выставочный сад» авторы проекта «Ведь-ма» задумались, что лежит между бодрствованием и сном? Это пограничное состояние девушки сравнили с топким болотом, в которое затягивает человека.


От этой идеи родился атмосферный сад который не смог оставить равнодушными ни членов жюри, ни зрителей фестиваля, которые большинством голосов отдали приз зрительских симпатий этому проекту. Главной героиней своего сада они сделали не злую чародейку из славянских историй, но женщину мудрую, обладающую многими знаниями.


В декорациях тенистого леса, болота с ряской, бревенчатой избы с вещим вороном на крыше, девушки из команды проекта разыграли перед членами жюри иммерсивный театр, где главную героиню сыграла одна из авторов проекта Ксения Еременко.

скамейка на участке
Сад «Ведь-ма» (Еременко Ксения, Мария Бадина, Чухась Екатерина и Воронцова Евгения), фестиваль «Сады и люди» 2022
Сады по теме «Арифметика сада»

В тематике «Арифметика сада» за основу авторы брали различные геометрические фигуры, объемы и математические элементы.


В проекте «За пределами геометрии», созданный Ладыжниковой Натальей, Ладыжниковым Николаем, Ланцевой Оксаной, Охмаком Игорем и Толстиком Вадимом, в основу были положены две структуры: декартовая система координат и цифровое пространство. Прообразом данного сада стал фильм «Матрица» с вертикалями плывущих единиц и нулей, которые были визуализированы в кубах, образованных металлической решеткой труб и вертикальными лесками, по которым вьется девичий виноград.

английский сад дизайн
«За пределами геометрии» (Ладыжникова Наталья, Ладыжников Николай, Ланцева Оксана, Охмак Игорь и Толстик Вадим), фестиваль «Сады и люди» 2022

Про особенности этого сада нам рассказала автор проекта Ладыжникова Наталья:


«Сложившиеся объемы мы наполнили растениями, живой тканью. Позволили ей развиваться, подчиняясь естественным законам природы. Когда вы находитесь за пределами этого сада все внимание сосредоточено на конструктиве — жестких геометрических формах, которые нам привычны. Мы все живем в квадратных домах, нас окружают четкие линии зданий. Но когда вы заходите внутрь все границы исчезают, и вы погружаетесь в мир природы, уже нельзя различить, где ствол дерева, а где основа металлической конструкции. Мы хотели, чтобы это место стало местом силы, где жители мегаполиса могли бы ощутить силу природы, увидеть ее многогранность: различные формы, габитус, размеры и оттенки растений: от холодного зеленого до салатового. Мы хотели чтобы у посетителей всплыли воспоминания детства, то что заложено в нас природой от чего не уйти».

«За пределами геометрии» (Ладыжникова Наталья, Ладыжников Николай, Ланцева Оксана, Охмак Игорь и Толстик Вадим), фестиваль «Сады и люди» 2022

Авторы же проекта «Secret Service & Центральный парк» занялись поисками формулы радости и счастья.


Дизайнеры предлагают вспомнить детство, когда радости хватало всегда, и мы давали себе слово не быть похожими на взрослых. Этот сад при всей своей внешней простоте можно рассматривать часами. Выполненный в солнечной цветовой гамме он полон деталей. Центральным объектом служит карусель, в подиуме которой спрятаны «секретики». Они были своеобразным тестом на возраст: поколение постарше легко переносилось в детство, где самые ценные вещи прятались под стеклышко и закапывались в землю, как клад. Молодежь же видела в этом просто инсталляцию с гербарием внутри и удивлялась «странным играм» прошлого.

вьющиеся растения в саду
«Secret Service & Центральный парк» (Принтц Мария и Береснева Марина), фестиваль «Сады и люди» 2022
Чем полезны ландшафтные фестивали для обычных садоводов?

Чему стоит поучиться у дизайнеров, так это умению сочетать растения.


Большинство садов на фестивале были выполнены в пейзажном стиле. Можно было понаблюдать, какие растения используются для солнечных мест, а что лучше высаживать в теневые цветники. Удивительно, но видовой состав растений в дизайнерских цветниках вполне обычный и знакомый многим садоводам. Но сочетание этих растений и посадка группами создают прекрасные композиции, которые хочется рассматривать и повторять.


Среди многолетних травянистых растений для солнечных мест самыми популярными были: синеголовник плосколистный, мордовник, кровохлебка лекарственная, посконник, декоративные луки и тысячелистники в различных вариациях, из злаковых растений — молиния, мискантус, щучка дернистая, овсянница, ковыль.


Многие идеи цветочных композиций могут быть взяты за основу в реальных садах.

Сад «Театр сновидений». Ассортимент растений на фото: лох узколистный, калерия сизая, астранция крупная, котовник фассена, полынь Людовика.
Актинидия коломикта в саду
Сад «Бетоно…контакт». Ассортимент растений на фото: чистец шерстистый, лук спиральный, полынь людовика, молиния голубая, посконник морщинистый.
Сад «Secret Service & Центральный парк». Ассортимент растений на фото: клен татарский Гиннала, щучка дернистая, гелиопсис подсолнечниковидный, посконник морщинистый, ревень обыкновенный, бузульник зубчатый, мордовник шароголовый, ваточник мясо-красный, коротконожка лесная.

Для композиций в тени дизайнеры использовали пахизандру верхушечную, белокопытник, дармеру, валерьяну лекарственную, лабазник и астильбу, горец свечевидный, бузульник зубчатый и др.

девичий виноград в саду
Сад «Источник — Aqua Taf». Ассортимент растений на фото: пупавка гибридная, папоротник Осмунда азиатская, осока пальмолистная, клопогон японский.
Сад «За пределами геометрии». Ассортимент растений на фото: девичий виноград, осока гладконосая, осока ржаволистная, белокопытник, дербейник иволистный, пахизандра верхушечная, роджерсия конскокаштанолистная.

Для композиций рядом с водой использовали папоротники, ирис болотный, осоку пальмолистную, гладконосую и ржавопятнистую, хвощ зимующий, ситник склоняющийся. Для водных объектов использовались ряска, стрелолист и нимфеи.

Нимфеи в саду «Влюбленный Шекспир»
Ряска болотная на воде в саду «Ведь-ма». Вокруг водоема использованы: осока ложносытевая, вахта трехлистная.
Водные объекты в саду

Особенностью этого фестиваля стало большое количество водных объектов. Про идеи и их реализацию мы поговорили с партнером фестиваля, представителем ГК ГЛОБУС Интернейшнл Ильей Малютиным.


Майя: Какой из садов, с водными объектами, запомнился вам больше всего, а какой был самым сложным с точки зрения исполнения?


Илья: Все объекты в которых мы принимали участие нам понравились, в каждый была вложена душа. Самым сложным с точки зрения декорирования был сад «Ведь-ма», в основе «болота» лежит мембрана, но необходимо было сделать так, чтобы это выглядело максимально естественно. Вначале хотели сделать все единой чашей, но тогда нельзя было бы по водоему ходить. В итоге сделали две чаши, соединили их ручьями, которые объединяли их между собой. Дизайнеры, в свою очередь, прекрасно справились с декорированием водоемов, создали максимально естественное ощущение топкого болота. В проекте у Михаила Ивановича (речь идет о саде «Хоровод») сделан борт из фанеры также в основе лежит пвх мембрана, сверху зафиксировано трубой выкрашенной в белый цвет. Сложность была в том, чтобы выставить все по уровню. У каждого объекта свои особенности, даже такой маленький водоем как в Арт-объекте «В ночь на Ивана Купала». Здесь нужно было очень аккуратно сложить углы, чтобы не резать и не клеить пленку. В принципе любая фестивальная история это что-то быстро возводимое. В реальной жизни под водоемом должно было бы быть основание, к которому бы пленка клеилась, тут же этого нет, так как все нужно сделать быстро. Дополнительно мы авторам проекта предложили поставить в водоем насос, и сразу вода оживилась, создалась иллюзия течения.

Илья Малютин, представитель ГК ГЛОБУС Интернейшнл
Сад «Хоровод» (Михаил Судаков и Мария Селезнёва), фестиваль «Сады и люди» 2022

Майя: Что нового и интересного появилось с точки зрения материалов и технологий?


Илья: Мы развиваем и продвигаем простые водные решения, потому что водоемов многие боятся. Кажется, что это дорого, сложно в исполнении и обслуживании. Поэтому нам очень нравится история «парящих водопадов». Их легко возвести, они требуют минимального обслуживания: весной включить — осенью выключить. Нет необходимости спускать воду на зиму. При этом нет цветения воды. Это связано с тем, что нет открытого зеркала воды. Вода уходит в подземный резервуар, где она не нагревается и идет постоянная циркуляция. Это то что может сделать любой ландшафтный дизайнер. Материалы могут быть использованы различные, но технология одна. Со временем камни могут обрасти мхом, и он будет очень органично вписываться в природный пейзаж. Безопасен для детей, так как упасть они туда не могут. Или, например, «Сухой фонтан», его установить можно за пару часов. Ну и для конкурсных садов наличие водного объекта всегда идет плюсом. Жюри добавляют баллы и вода всегда оживляет картинку.


Майя: Как планируются водные объекты в конкурсных садах? Они оговариваются с вами заранее или же все решается на месте?


Илья: Некоторые продумываются заранее, но многое решается по месту. Арт-объект «Сны о Тиффани» родился спонтанно. Уже шел монтаж конкурсных объектов, мы решили поставить фонтан «вазу» вокруг которой появилась фотозона.

Арт-объект «Сны о Тиффани»
Садовые фигуры в дизайне сада

Про новую коллекцию садовых фигур мы поговорили с дизайнером Верой Седовой. Ее творения украшали проекты на многих выставках, и фестиваль «Сады и люди» не стал исключением.


Вера: на этом фестивале я представляю новую коллекцию. Пока это все штучная история, но я постаралась сделать ее более бюджетной, за счет того, что это лазерная форма, которую можно бесконечное количество раз повторять. В отличие от шаров, где очень много ручного труда.


Я: Что тебя вдохновило на создание этой коллекции?


Вера: С осени я переехала в загородный дом и наблюдая за природой я вижу вдохновение во всем. При создании коллекции я не старалась точно скопировать цветок, а взять за основу какие-то детали. Например, я брала лист мать-и-мачехи и обводила его жилки. Вообще задачу на новую коллекцию я взяла исходя из запросов моих дорогих покупателей и почитателей. Я вообще про абстрактное, мне хотелось делать шары, скульптуры на каком-то намеке, на образах… Но меня все время спрашивали: «А есть у вас кошечки? А зайки? А рыбки?». И я взяла и сделала список из всех этих пожеланий. Сначала меня раздражало, а потом я подумала: это же задача для дизайнера, сделать такую кошечку, которая не будет казаться пошлой. Вот всю зиму я этим и занималась, ну и добавила что-то свое.

Безусловно в саду таких деталей не должно быть много, иначе будет винегрет, но присутствие таких фигурок сразу придает саду определенный стиль. Отдельное ощущение они придают саду зимой. Я наблюдала как зимой на них зимой по-разному ложится снег, в голом безлиственном саду они придают дополнительный объем.

Вера Седова, дизайнер садовых фигур

Майя: Почему выбрала для коллекции такой материал, заржавленный металл?


Вера: Это, действительно, покрытый коррозией металл, мы искусственно заржавливали его. Не сказать, что это природно, но это более естественно выглядит в этом покрытии. У меня была цель, чтобы все мои работы были долговечны и не требовали никаких дополнительных усилий. Эти изделия можно было бы покрыть порошковой краской, но через 5 лет оно все равно начнет меняться, а такой способ обработки оставит скульптуру неизменной, возможно станет чуть темнее.

Сад «БЕТОНО…КОНТАКТ» (Пятакова Ольга, Бужбецкий Алексей)

Из интересных объектов еще хотелось бы упомянуть мебель для сада из бетона, ставшую центром композиции сада «Бетоно…контакт». Особенность этой мебели в том, что она цельнолитейная. Специальный состав заливается в форму и после застывания извлекается из ее. Мебель и дровницы выглядят очень брутально и в то же время, по заверениям производителей, не боится никаких атмосферных явлений.


Для детей компания «Гнездом» презентовала на фестивале дома на деревьях. Это то, о чем мечтал каждый ребенок. Только теперь это может быть продуманное инженерное решение с технологией «умный дом». Также эти дома могут быть оборудованы небольшой кухней и даже санузлом! При этом абсолютно безопасны для деревьев.

Домик на дереве от компании «Гнездом» на фестивале «Сады и люди» 2022
В завершении

Хочется напомнить, что мода на сады не скоротечна. Это выбор, который будет определять течение жизни, возможно не одного поколения, поэтому к нему нужно подходить обдумано.


Что нам дает посещение таких фестивалей? Понимание, что есть вечные и неизменные вещи (симметрия, законы композиции, стили), есть новшества, которые помимо эстетики несут функциональную нагрузку и нужны для того чтобы облегчить работы в саду. Есть растения, без которых не будет сада. И чем точнее они подобраны для конкретного места, чем интереснее продуманы сочетания видов и цветов в зависимости от тематики, тем привлекательнее становится сад.

Планируйте ваш сад грамотно, чтобы избежать ошибок
Определите стиль, функциональные зоны, обустройте площадки и проведите дорожки. Создайте цветочные композиции и получите готовый проект сада по окончании курса.

Куратор-профессиональный дизайнер поможет вам на каждом этапе обучения. 47 уроков + практика на вашем проекте с первого дня.
Открытые эфиры о садах в telegram
Получайте бесплатные подсказки по дизайну сада
и ответы на свои вопросы прямо в своем телефоне