Из сердца в сердце Дизайнер Марина Шиманская о том, как донести свои идеи до клиента
беседовала Ирина Тимченко
Как ландшафтному дизайнеру реализовать проект? Как зацепить клиента своей задумкой? Опытом поделилась Марина Шиманская, руководитель ландшафтного бюро и питомника «Александровский Сад»
Когда Вы решили стать ландшафтным дизайнером и почему? Вас привел к этому случай?
К профессии ландшафтного дизайнера меня привел не случай, а жестокая необходимость. В 1990 г мы с мужем по горбачевской программе «Жилище 2000» получили бесплатно участок земли под строительство жилого дома.
Средств на профессиональное благоустройство и озеленение у нас не было, и я решила, что участком буду заниматься сама. В моем распоряжении были: биологическое образование, огромное желание сделать красивый сад и толстая «Энциклопедия садоводства» на чешском языке с красивейшими фотографиями (другой литературы по ландшафтному дизайну в стране просто не было). С тех пор прошло 23 года: сад вырос, сильно изменился и усложнился, но в его основе лежит все тот же любительский проект.
Тогда мой первый ландшафтный опыт нравился всем, кто заходил в гости. И поддавшись на уговоры соседки я сделала проект садового участка и ей.
Вскоре появились первые отечественные журналы по ландшафтному дизайну. В них печатались и проекты участков сделанные профессиональными дизайнерами. По сравнению с ними мои два проекта были выполнены вполне грамотно. И тогда мне пришла в голову мысль самой стать садовым дизайнером. Я окончила курсы ландшафтного проектирования в Архитектурном Университете, а потом еще несколько курсов и в 1999 году начала работать дендрологом в ландшафтной фирме.
Моим ландшафтным пристрастием стали цветники, материал для которых трудно было найти в те годы. И пришла мысль о необходимости самой выращивать нужные растения для полной реализации своих творческих задумок. Так появился питомник декоративных растений для ландшафтного дизайна «Александровский сад»
Вот история, которая привела меня к этой профессии.
Ваши клиенты — среди них больше женщин или мужчин? На Ваш взгляд, есть какие-то особенности в работе с мужчинами и женщинами?
Я никогда не вела такую статистику. Пожалуй, поровну. Очень часто клиентом выступает супружеская пара. Т. е. ты ведешь разговор и с мужчиной, и с женщиной.
Есть ли особенности в работе? Безусловно. Когда ты ведешь разговор с мужчиной, ты стараешься приводить четкие, веские аргументы, говорить о практичности проекта и каких-то его элементов; об экономии и выгоде, которую можно получить, делая тот или иной элемент в саду, выбирая то или иное решение.
Когда ведешь разговор с женщиной, то зачастую на первый план может выходить эмоциональная составляющая. Это когда ты пытаешься описать клиентке её будущий сад, рассказать ей как будет красиво в её саду, как ей будет удобно вот здесь принимать гостей, а здесь — сидеть в одиночестве и отдыхать от всех и от всего, а вот здесь — будет весело играть её любимый внук, а сидя на этой скамейке среди красивых цветов, она будет радостно наблюдать за ним.
Посоветуйте, пожалуйста, как достичь успеха и как провалить проект?
На мой взгляд, достичь успеха — это реализовать проект в как можно более полном объеме.
А провалить проект — это значит, просто не получить возможность его реализовывать. Когда мы получаем возможность реализовывать проект, мы его уже никогда не проваливаем.
Поэтому на этапе проектирования очень важно расположить к себе заказчика, вызвать у него доверие к тебе и твоим предложениям. Для этого нужно, чтобы какие-то идеи, которые ты вкладываешь в этот проект, достигли сердца и ума твоего клиента.
Т. е. клиента надо зацепить идеей проекта; вложить в его голову и его душу, что это будет, когда это будет реализовано; что это будет хорошо и это будет то, что ему нужно. А вот как этого достичь? Это очень сложно. Это психология. По тем или иным причинам не всегда удается это сделать.
Для меня провалить проект - это не получить возможность его реализовать
В чем плюсы и минусы работы ландшафтным дизайнером?
Плюс работы ландшафтным дизайнером только один: это творческая работа. Она только для тех, кому нужна самореализация. Для тех, кто не может не творить. И кто выбрал предметом своего творчества такой вид деятельности.
Плюс работы ландшафтным дизайнером только один: это творческая работа
А минусов гораздо больше. Минусов очень много.
Первый — это практически полная зависимость от клиента. Не только от его вкусов, образа жизни и каких-то личных черт, но еще и от его финансового положения. Чем больше финансовые возможности клиента, тем лучше ты можешь реализовать себя.
Связь между финансовыми возможностями клиента, между его вкусом и твоей возможностью проявить все свои творческие возможности — она очень сильная. И если у клиента и вкусы и финансы на низком уровне, то тебе очень сложно творить.
Пожалуйста, дайте совет, с чего начать тому, кто в будущем видит себя главой ландшафтного бюро?