ландшафтный дизайн

Откуда в России "дачи"?
Приключения российского садоводства от Петра до СССР

рассказывала
Мария Толстикова

Русский человек — дачник до глубины души. Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества садоводов-любителей, как в России. Феномен дачи настолько глубоко укоренился в нашей культуре, что стал неотъемлемой частью национальной идентичности. Но откуда взялось само слово «дача» и почему у россиян такой ярко выраженный аграрный менталитет?


Давайте разберемся в истоках этого уникального явления и проследим его эволюцию.

Все ответы в этой статье.

Происхождение слова "дача"
Слово «дача» имеет глубокие исторические корни и происходит от глагола «дать», «давать». Но что именно и кому давали? Истоки этого понятия уходят в эпоху Петра I, в начало XVIII века.

В то время император требовал от своих придворных постоянного присутствия в новой столице — Санкт-Петербурге. Однако путешествие в новый город было сопряжено с большими трудностями и расходами. Чтобы облегчить жизнь приближенным и обеспечить их лояльность, Петр I начал раздавать земельные наделы в окрестностях Петербурга. Эти участки и получили название «дач» — земель, данных царем.

Важно отметить, что первые «дачи» петровских времен сильно отличались от современных небольших садовых участков. Это были обширные поместья, часто включавшие в себя не только жилые дома, но и хозяйственные постройки, сады и даже небольшие фермы. Тем не менее, само слово прижилось и со временем стало использоваться для обозначения загородного жилья вообще.
Переезд на дачу
БЕСПЛАТНАЯ ЛЕКЦИЯ

Куратор Людмила Свечникова рассказывает, почему каждому саду нужен план. Разбираем планировки участков на конкретных примерах, а не на пальцах и жестах:

— Что разместить на участке?
— Сколько нужно дорожек на участке?
— Как сделать сад удобным?

Эфир будет полезен всем, кто сейчас планирует благоустройство! Внутри пинок для вдохновения. Вы увидите свой участок по-новому.
Время шло, города развивались. В начале 19-го века Москва уже начала превращаться в мегаполис. Появились первые доходные дома, улицы без зелени, духота, пыль и грязь. Людям все больше хотелось сбежать из города, стало популярным на лето снимать «летнюю резиденцию» в ближайшей деревне. Москва обрастала дачными поселками: Перово, Сокольники, Кунцево, Останкино и пр.

Чем занимались городские жители в своих «резиденциях»? Конечно, чем угодно, кроме огорода: пели, писали, читали… В дачные поселки специально приезжали театральные группы, чтобы развлекать горожан. Федор Шаляпин начал свой путь именно с таких поездок. Чехов, Бунин и многие другие классики очень ярко описывают жизнь дачников того времени.

Садом занималась только прислуга.
Дачное чаепитие
Дачная жизнь стала целым культурным явлением, создавались целые дачные поселки. Под Петербургом появились роскошные поселения в Красном Селе, Гатчине, Вырице… Начали издавать дачные журналы и первые садовые товарищества.

Все изменилось с началом Первой мировой войны и революции. Дачная роскошь была национализирована. Часть резиденций стала общежитиями для рабочего класса и детскими лагерями, а особенно живописные места использовались для отдыха советской власти.
Усадьба «Белогорка» в Ленинградской области была национализирована
и использовалась, как первый пионерский лагерь
Развитие дачной культуры в XIX веке
С течением времени и развитием городов концепция дачи претерпела значительные изменения. К началу XIX века Москва, как и другие крупные города России, начала превращаться в настоящий мегаполис. Появились первые доходные дома, улицы становились все более оживленными, а воздух — все менее чистым. В этих условиях у горожан возникла потребность в сезонном отдыхе за пределами душного города.

Так родилась традиция снимать «летнюю резиденцию» в ближайшей деревне. Москва постепенно обрастала дачными поселками: Перово, Сокольники, Кунцево, Останкино и многие другие. Эти места стали настоящими оазисами отдыха для городских жителей.

Интересно, что в то время дачи использовались совсем не для выращивания овощей или фруктов. Городские жители приезжали на дачу, чтобы отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и культурным досугом. Здесь пели, писали, читали, устраивали литературные вечера и театральные представления. Многие известные деятели культуры, такие как Федор Шаляпин, начинали свой творческий путь именно с выступлений в дачных поселках.

Дачная жизнь того времени ярко отражена в произведениях русских классиков. Антон Чехов, Иван Бунин и многие другие авторы оставили нам красочные описания быта и нравов дачников XIX — начала XX века. Эти произведения позволяют нам сегодня представить, какой была дачная культура в ее расцвете.
В 90-х случился провал - Всесоюзный экономический. Я ушел из госструктур и вместе со всеми занялся торговлей: «Все для сада и огорода», питомником и озеленением. Самым ярким моментом в те годы для меня было Оформление выставочно-торгового зала СССР на «ЭКСПО — 90» в Японии.
Владимир Петухов
Ландшафтный архитектор
Дачные поселки и их особенности
К концу XIX века дачный отдых стал настолько популярным, что вокруг крупных городов начали возникать целые дачные поселки. Особенно это было характерно для окрестностей Санкт-Петербурга. Здесь появились роскошные дачные поселения в Красном Селе, Гатчине, Вырице и других живописных местах.

Эти поселки часто имели развитую инфраструктуру: магазины, почту, иногда даже небольшие театры. Для удобства дачников организовывалось транспортное сообщение с городом. Появились специализированные дачные журналы, которые публиковали советы по обустройству загородного быта, садоводству и огородничеству.

В это же время начали формироваться первые садовые товарищества. Они объединяли владельцев соседних участков для решения общих вопросов, таких как проведение дорог, электричества или водоснабжения. Эти товарищества стали прообразом современных садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ).
Революционные изменения
Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года кардинально изменили дачную культуру в России. Большая часть дачной недвижимости была национализирована.
Роскошные дачи и усадьбы постигла разная судьба:

  1. Многие были превращены в общежития для рабочего класса.
  2. Часть стала использоваться как детские лагеря отдыха.
  3. Наиболее живописные места были отданы под дома отдыха для советской номенклатуры.
Например, усадьба «Белогорка» в Ленинградской области, ранее принадлежавшая богатым землевладельцам, была национализирована и превращена в один из первых пионерских лагерей.
Дачи в советскую эпоху
В советское время концепция дачи снова изменилась. Теперь это были небольшие участки земли, выделяемые государством работникам предприятий и учреждений для ведения подсобного хозяйства. Размер стандартного участка составлял 6 соток (600 кв. м), что и породило знаменитое выражение «шесть соток».

Однако сохранилось и определенное неравенство. Приближенные к власти политики, военные, научные деятели и артисты имели возможность строить большие благоустроенные дачи, часто с обслуживающим персоналом. Эти дачи больше напоминали загородные резиденции дореволюционной эпохи.

Для большинства же советских граждан дача стала местом не столько отдыха, сколько труда. Под влиянием господствовавшего в стране культа труда, люди проводили на дачах все лето, выращивая овощи и фрукты для собственного потребления. Это было не только хобби, но и необходимость: в условиях дефицита продуктов дачный урожай становился важным подспорьем для семейного бюджета.

Интересно отметить, что существовала норма о целевом использовании земли. Если участок не обрабатывался, его могли отобрать и передать другому желающему. Это привело к появлению интересного феномена: некоторые дачники, не нуждавшиеся в выращивании овощей, сдавали свои грядки в аренду тем, кто не имел собственного участка, а сами использовали дачу исключительно для отдыха.
Дачи в современной России
С распадом СССР и переходом к рыночной экономике в 1990-х годах дачная культура снова претерпела изменения. Многие люди в условиях экономического кризиса стали использовать дачные участки как источник дополнительного дохода, выращивая овощи и фрукты не только для себя, но и на продажу.

В это же время появились новые формы загородной недвижимости — коттеджные поселки, ориентированные на постоянное проживание. Они сочетали в себе комфорт городской квартиры с преимуществами загородной жизни.

Сегодня дачная культура в России продолжает развиваться. Многие дачные участки трансформируются в полноценные загородные дома для круглогодичного проживания. При этом сохраняется и традиционное дачное хозяйство, особенно среди старшего поколения.

Молодые люди видят в даче не только место для выращивания овощей, но и возможность для экологичного образа жизни, отдыха от городской суеты и реализации творческих проектов.
Заключение
История дачи в России — это отражение истории самой страны. От роскошных поместий петровской эпохи через культурные оазисы XIX века и трудовые шесть соток советского времени до современных многофункциональных загородных резиденций — дача всегда оставалась важной частью российской культуры.

Сегодня, несмотря на все изменения, дача продолжает играть важную роль в жизни россиян. Для многих она остается символом связи с природой, местом отдыха и творчества, а для некоторых — даже альтернативой городской жизни.

Феномен дачи уникален и во многом определяет особенности российского менталитета. Это не просто участок земли за городом, а целая философия жизни, включающая в себя труд на земле, отдых на природе и особую форму социальных отношений. Именно поэтому дача остается неотъемлемой частью российской культуры, продолжая эволюционировать вместе с обществом.
Несмотря на все трудности, жизнь за городом была ярким пятном в буднях советского рабочего. В СССР наличие дачного участка считалась одним из главных показателей материального благополучия: квартира, машина, дача.

А что вы помните? Поделитесь в комментариях?
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы
Бесплатно:
8 уроков о том, как создать сад своими силами