ландшафтный дизайн

"Ландшафтный дизайн
— это стиль жизни..."

8 хороших вопросов основателю "Арт-проекта "Клюква"

беседовала
Майя Сандалова
Нашу серию интервью с дизайнерами сегодня продолжает ландшафтный архитектор Денис Калашников. Денис со своей командой участвовал в реконструкции парка усадьбы Царицыно, парка Речного вокзала и получил Золотую медаль на фестивале в Великобритании.
1. Расскажите о себе. Какие моменты в жизни стали определяющими в становлении вас как профессионала?

Интерес к ландшафтной архитектуре появился у меня еще в школе, так как школа была с архитектурным уклоном. Все занятия у нас проходили за изучением парков и садов Италии, Франции, Германии… Вот благодаря этим урокам и возникло желание заняться ландшафтом.

Мне кажется, в любой профессии, чтобы стать профессионалом очень важно уметь замечать детали, прислушиваться к советам и всегда серьезно относиться к мелочам. Природа дает нам огромную палитру инструментов, нужно только уметь видеть и правильно это использовать при создании садов.

Так же огромную роль, конечно, сыграло наше участие в Malvern Spring Festival в Великобритании. Возможность участвовать в выставке в стране, которая по праву считается законодателем моды в ландшафтной архитектуре — это возможность посмотреть на то, как работают наши коллеги, получить неоценимый опыт и истинное удовольствие от процесса. А тот факт, что наш сад получил высшую оценку жюри придает уверенности в собственном профессионализме.
«…чтобы стать профессионалом, очень важно уметь замечать детали».
2. Где и как Вы познакомились с людьми, с которыми создали арт-проект «Клюква»?

Арт-проект «Клюква» довольно интересное образование, так как он является коллаборацией профессионалов из совершенно разных областей. В нашу команду входят ландшафтные архитекторы, строители, конструкторы, инженеры, агрономы, руководители строительных объектов.

С одной стороны довольно сложно работать с людьми, у которых одинаково богатый опыт и свои подходы к ведению проектов. В нашем проекте нет главных и подчиненных, зато только так могут рождаться сложные по структуре и интересные объекты.

Для нас крайне интересно работать в паре с другими ландшафтными архитекторами, что совершенно не типично для России, но позволяет создать что-то реально интересное и посмотреть на какие-то вещи с совершенно иной стороны.
Фото: Денис Калашников
3. Вы принимали участие в ряде реконструкций. Вас вдохновляет история? Что сложнее: придумать с нуля или восстановить ранее созданное?

Занятие исторической реконструкцией — это мое хобби. Всегда интересно погрузиться в отдельно взятый исторический период целиком. Изучая быт, ремесла, стиль жизни конкретного сообщества в определенный период времени, порой приходится действовать как кладоискатель в поисках того или иного первоисточника чтобы воссоздать что-то. Это очень сильно помогает отвлечься и действительно отдохнуть.

Если рассматривать воссоздание чего-то действительно исторического, да еще и того, что было создано много веков назад, то это, безусловно, сложнее, чем создать что-то новое.

Это относится и к исторической реконструкции, и к попыткам воссоздать какие-то элементы исторических садово-парковых ансамблей. В любом классическом парке есть не только идея, но и личное восприятие автора, его мысли и переживания связанные с садом.

У нас был опыт создания части партера из Версаля в частном саду в Ростове-на-Дону. Это оказалось крайне непростой затеей, мы изучали планы и старые чертежи, потом долгое время подбирали ту часть, которая вписалась бы в создаваемый нами сад и по итогу, конечно же, получилось не так как в Версале. Хотя чертежи были именно оттуда.

Это связано с тем, что пришлось изменить ассортимент растений, использовать иные материалы мощения, да и окружающий ландшафт влияет на прочтение сада.
Фото: Денис Калашников, Молекулярный сад в Малверне (Великобритания)
4. Создание сада — это многоэтапная работа от зарождения идеи до готового сада. От каких работ вы получаете наибольшее удовлетворение?

Для нас интересен каждый новый объект. Так как это новое пространство, новые задачи, новое творческое поле для деятельности. Самое завораживающее и интересное — это когда на чистом листе, после огромного количества эскизов получается новый сад.
5. Как вы выстраиваете взаимоотношения с заказчиком, часто ли идете на уступки?

Для нас общение с заказчиком это постоянный диалог. Умение слушать и слышать очень сильно помогает в решении тех или иных задач. Мы создаем сад для конкретного человека, мы можем советовать то или иное, но по итогу наша основная задача — создать гармоничный сад, в котором человеку будет комфортно и приятно находиться круглый год.
Фото: Денис Калашников
6. Каждый художник имеет свой уникальный почерк. В чем на ваш взгляд ваша особенность?

Мне кажется, каждый ландшафтный архитектор в тот или иной период времени решает для себя определенные эстетические задачи. Это связано с увлечением определенным стилем или новым направлением в ландшафтном искусстве.

В данный момент нам интересно работать с эргономикой пространства, простотой форм и линий, балансом цвета. А так же мы задумывались над вопросом «пустоты» в саду. Это скорее японский подход к созданию садов, но при этом он подходит для решения любого пространства, будь то интерьер или экстерьер.

Гораздо проще насытить сад множеством элементов, чем оставить воздух и легкую недосказанность. Нельзя забывать, что отсутствие формы является тоже формой.
7. Вы посещаете зарубежные выставки и фестивали?

Самое интересное — это наблюдать за работой разных архитекторов, работающих в разном стиле. Это позволяет взглянуть на вещи под другим углом. Так же и восприятие садов сильно меняется с течением времени. Интересно возвращаться к каким-то садам через несколько лет и видеть в них новые грани.
Фото: Денис Калашников
8. У вас есть настольная книга? Что бы вы рекомендовали почитать тем, кто только начинает изучать ландшафтный дизайн?

Главная настольная книга для ландшафтного архитектора — это Природа. Начать изучать это искусство нужно в первую очередь с созерцания окружающего нас. Погулять по садам и паркам, понять близко ли тебе все это. Ландшафтный дизайн — это не профессия, это стиль жизни.
comments powered by HyperComments
Еженедельная подборка материалов
Каждую пятницу наш редактор Анна Васильева собирает новые статьи и отправляет вам
Заполните форму, чтобы подписаться на рассылку и получите доступ к 5 секретным статьям
Мы не делимся вашими контактами с третьими лицами и тоже не любим спам. Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda