Конференция про сады и растения ❤ 24 и 25 мая онлайн ❤
ландшафтный дизайн

"Сад - как мозаика
из сотен частиц..."
Ландшафтный дизайнер Татьяна Звездочкина о проектах и вдохновении

беседовала
Майя Сандалова
Мы продолжаем серию интервью с дизайнерами о творчестве и ландшафтном деле. Сегодня своей историей поделилась Татьяна Звездочкина, руководитель студии «Venus Design", г. Рязань.
Вы помните, когда у вас появилась идея о том, что профессия ландшафтного дизайнера — это ваше? Как развивалась эта идея?

Очень хорошо помню, как пришла в профессию. Цветы вдохновляли меня с самого детства. У бабушки на даче были незабудки, аквилегия, тюльпаны, нарциссы. Уже в 3 года я знала все эти названия. Папа тоже был увлечен садоводством — иногда мы покупали редкие растения в маленьких горшочках и высаживали их на клумбах, делали вместе рокарий, пытаясь повторить картинку из красивого журнала. Конечно, это не совсем удавалось, но цветов в саду с моим взрослением становилось все больше и больше.

Тем временем я закончила университет и пошла работать банковским аналитиком. Помню, как ужасно долго тянулось время в ожидании выходных, когда я смогла бы сбежать на дачу. Я постоянно там что-то переделывала и пересаживала, вела садовый дневник, где записывала сорта растений, зарисовывала эскизы будущих цветников, записывала садовые мечты и хотелки.

Садоводство превратилось в огромное самозабвенное увлечение, в котором я даже иногда забывала поесть и поспать — скупала новые сорта, собирала коллекции, наблюдала за тем, как растут и меняются растения.
«…совершенствованию в этом деле нет никаких преград и пределов»
БЕСПЛАТНАЯ ЛЕКЦИЯ

Куратор Людмила Свечникова рассказывает, почему каждому саду нужен план. Разбираем планировки участков на конкретных примерах, а не на пальцах и жестах:

— Что разместить на участке?
— Сколько нужно дорожек на участке?
— Как сделать сад удобным?

Эфир будет полезен всем, кто сейчас планирует благоустройство! Внутри пинок для вдохновения. Вы увидите свой участок по-новому.
Затем жизнь занесла меня на полтора года на далекие острова Фиджи. Именно там для меня открылось понятие ландшафтного дизайна. Сады при лучших мировых отелях были созданы профессионалами высочайшего уровня, и они очень сильно отличались от садов, сделанных садоводами-любителями, которые до этого были для меня эталоном красоты и пределом мечтаний.

Чистые геометрические линии, пропорции, посадки цветовыми массивами, моно и смешанные посадки — на тот момент я не понимала этих терминов, но именно тогда мой эстетический мир перевернулся.

Я посещала отели, изучала местную флору, тогда же ещё больше проснулась во мне страсть к ботанике. Я расспрашивала местных жителей о том, как называется то или иное растение, искала в интернете его «народное» название на английском, а затем — и латинское название.

За полтора года я изучила все виды геликоний, имбирей, орхидей, лиан и других тропических растений, произрастающих на Фиджи. Вернувшись в Россию, я поняла, что не могу больше терять ни минуты. Именно тогда я осознала, что хочу, чтобы детское увлечение садами стало профессией. Отучилась в Рязани, затем в Москве, Санкт-Петербурге и продолжаю учиться до сих пор.

Совершенствованию в этом деле нет никаких преград и пределов.
Фото: Татьяна Звездочкина
Как сложился ваш коллектив?

Возможно, это прозвучит странно, но я никого не искала. Нужные люди пришли сами, оставаясь со мной и по сей день. Когда в 2015 я открывала собственную студию, у меня уже были контакты с инженером и визуализатором. Мы познакомились в то время, когда я была наемным дизайнером в одном рязанском ландшафтном бюро. Ребята ещё тогда работали на аутсорсинге, а узнав, что я начала самостоятельное плавание, с удовольствием присоединились ко мне. Затем к нам пришли дизайнеры Наталья и Елена.

Первый самостоятельный рабочий сезон был очень тяжёлым, с множеством неудач, сложных технических моментов и одновременно с первыми победами. Было много полезных знакомств, новых впечатлений и прекрасных молодых садов, созданных, несмотря ни на какие преграды.

Мы как-то сразу прикипели друг к другу в этом творческом приключении. К тому же, для меня было очень важно распределить работу в студии так, чтоб каждый занимался не просто любимым делом, а тем, что у него лучше всего получается. Кто-то рисует в программах, кто-то руками, кто-то любит общаться с заказчиками, а кто-то предпочитает оставаться наедине с собой.
Фото: Татьяна Звездочкина
Все мы очень любим ездить по питомникам и выбирать растения — общение с зелёными питомцами доставляет огромное удовольствие. Ещё любим вместе учиться — посещать семинары, выставки, конференции и форумы. Общение с коллегами очень вдохновляет, каждое обучение — это профессиональный прорыв. До недавнего времени я просто учились, а теперь ещё веду образовательную деятельность сама — читаю доклады на конференциях и авторские семинары для профессионалов.

Я поняла, что мне очень важно передавать свои знания. Когда я делюсь своим опытом, я открываю в себе ресурс для того, чтобы овладеть новым. Ну и конечно обратная связь от людей, которых учишь — невероятно приятно быть полезной, знать, что действительно помогаешь.

Считаю, что основная цель моих семинаров — помочь начинающим дизайнерам поверить в себя, увидеть свою уникальность, правильно использовать свои сильные стороны, правильно заявлять о себе и продвигать себя.
Фото: Татьяна Звездочкина
Что для Вас служит источником вдохновения?

Это моя любимая тема! Для себя я разделила источники вдохновения на «внешние» и «внутренние».

К внешним отношу:
— Планировку как вдохновение («чертил-чертил, что-то стало вырисовываться, развил в концепцию». (Наш Проект «Лучистый»)
— Цвет (цвет строений, цвет растений) — наши Сады «Красный Октябрь», «Сад в Лимонно-Лиловых тонах», «Майский махагон»
— Социальное явление — наш новый проект «Русские забавы»
— Сказки, ремесла и легенды — как примеры: сад «Малахитовая шкатулка» Оксаны Хлебородовой, сад Оксаны Пискаревой «Хохлома», и мой сад «Ловец снов» (навеянный индийской легендой об этом амулете).

Конечно, литература и искусство — бесконечные внешние источники вдохновения, и тому есть масса подтверждений в частных и выставочных садах

А к внутренним источникам я отношу личность дизайнера и личность заказчика. Это источник более сложного и глубинного вдохновения, когда личный опыт человека вдохновляет на создание сада.

Например, на создание нашего золотого медалиста — проект Brickusgarden — нас вдохновил именно наш заказчик, сад, для которого и благодаря которому он и был создан (название сада — Brickus — происходит от названия компании заказчика (Brick — кирпич, US — Universal System).
2018, Международный фестиваль «Архитектура. Дизайн. Ландшафт» , «Ловец снов» - лауреат III премии в номинации «Выставочный сад. Реализация».
Есть ли на вашем рабочем месте книги, к которым вы обращаетесь в поисках информации или вдохновения? Или сейчас актуален только интернет?

Конечно, больше интернет. Книги, каталоги, журналы — все это есть, безусловно, есть и у меня, и у каждого дизайнера. Но, помимо всех уже названных источников вдохновения, я считаю, что путешествия — неотъемлемая часть жизни ландшафтного дизайнера.

Отдаленные и близкие уголки планеты, их необычайная природа, цвета и энергетика — все это впитывается сквозь поры, вдыхается с воздухом, записывается в тонких структурах, чтобы потом долгие годы вдохновлять к созиданию…
Фото: Татьяна Звездочкина
Что для вас интереснее: создать сад для себя, для конкурса или для клиента? Как выглядит ваш личный сад?

Создать сад для клиента — это как сложить мозаику из сотен частиц, среди которых фигурируют не только исходные данные об участке, пожелания клиента, растения, но и цвет, форма, а главное — детали. Это те самые мелочи, которые наделяют участок жизнью, уникальными чертами и индивидуальностью.

Сад для выставки — это, в первую очередь, шоу — а «show must go on». Шоу-сад — это эмоции, впечатления и чувства. Для дизайнера создание выставочного сада — это возможность творить, максимально раскрывая себя.

Что же касается моего личного сада — я очень по нему соскучилась. Два года я почти не уделяла ему времени, он жил своей жизнью, оставаясь красивым, отдавая мне свою красоту и покой в те короткие моменты, когда я его навещала. В этом году хочу провести в своём саду больше времени, что-то переделать, вдохнуть в него новую жизнь, ведь меняюсь я, мое мышление и мне хотелось бы, чтобы мой сад менялся вслед за мной.
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы
Бесплатно:
8 уроков о том, как создать сад своими силами