основы композиции

Зачем дизайнеру цветовой круг?
Простые основы цветоведения в ландшафтном дизайне

автор
Марина Толстикова
Давайте подумаем, что человеческий глаз воспринимает первым — форму или цвет? А что из этого важнее? Правильное использование цвета в композиции невозможно без знания основ цветоведения, и сегодня мы вам об этом расскажем.
Цветовой круг
Сейчас перед вами стандартный инструмент художника и дизайнера — цветовой круг. Слева — холодные цвета, справа — теплые.
Холодные цвета зрительно отдаляют предметы от наблюдателя, теплые — наоборот, приближают. Поэтому теплые оттенки у нас должны находиться на переднем плане, холодные — на заднем. Понятна такая логика?

Посмотрите: оранжевый на синем смотрится эффектно. Поставим наоборот — и гармония нарушается. Получается «дырка».
Небольшой красный островок на синем фоне воспринимается, как удачное сочетание. Но если его увеличить, то такое сочетание уже будет действовать на наше восприятие раздражающе. Обратите внимание, что мы учитываем и оттенок, и размер цветовых пятен!
Рассматривая круг, мы можем заметить, что любой цвет обладает еще и тональной характеристикой. Разбавленный белым, становится светлее. Черным — темнее. Чем светлее цвет — тем он легче. Мы привыкли, что темное — внизу, светлое — вверху.
Как это применить в дизайне сада? Следуем законам природы! Чтобы композиция воспринималась гармонично — на переднем плане размещайте растения темных тонов, на заднем — светлых. Это не строгое правило, но нарушая его — вы обязательно столкнетесь с ощущением «неустойчивости»
Конечно, цветник — это, в первую очередь, СОЧЕТАНИЕ цветов (оттенков). Есть дружественные и враждебные цвета, это все — правда.

Итак:
Существует три типа цветовых сочетаний:
 — одноцветная гармония (это монохромное сочетание, когда мы используем один цвет);
 — гармония родственных цветов — когда мы используем соседние оттенки;
 — полярная гармония из двух, трех или четырех цветов.
Начнем с самой простой цветовой схемы — монохромной. Здесь мы используем более светлые оттенки и более темные тона одного цвета.

БЕЛЫЙ САД

Что такое белый? Это чистота, ясность, невинность. Белый сад — это классика. Если у вас есть какие-то темные углы в саду — белый цветник незаменим. Еще одно важное преимущество белых растений — это то, как хорошо они видны в сумерках. Вы замечали? Поставьте себе на заметку - в те места, где не хватает освещения, посадить светлые растения.
СИНИЙ

Синий цвет уместен в зоне отдыха, он снижает напряжение и замедляет пульс. Холодный оттенок синего сам по себе визуально расширяет пространство. Если сад скромных размеров — это удачное решение. Этот прием создает ощущение «вечного движения», особенно при прогулке вдоль длинных бордюров.
КРАСНЫЙ

Очень активный и бодрящий цвет. Помещаем его в зону активного отдыха, там, где нужно много энергии. Красный цветник — вообще один из самых сложных в исполнении. Во-первых, легко промахнуться с нужным оттенком. Во-вторых, красный цветник часто выходит довольно мрачным, особенно если использовать бордоволистные растения в качестве дополнения. Поэтому будьте осторожны!
ЖЕЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ

Желтый и оранжевый цвета лучше всего смотрятся на солнечном месте. В саду желтые цветы кажутся больше и ближе, чем есть на самом деле. Еще хорошо разбавить монохромную композицию небольшим количеством кремового или белого цвета с желтым отливом.
ВТОРАЯ ГРУППА — ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ.
АНАЛОГИЧНОЕ цветовое сочетание


Здесь мы используем цвета, расположенные на цветовом круге рядом друг с другом. Посмотрите: на круге всего 4 группы: желто-красная, сине-красная, желто-зеленая и сине-зеленая. Цвета из одной группы называются гармоничными — самый беспроигрышный вариант.

Но и здесь есть нюанс! Помните правило «в композиции должен быть главный герой»? Здесь это - особенно важно. Из нескольких цветов один мы обязательно выбираем главным, он становится лидером, доминантой. Значит, все остальные цвета в нашей композиции должны быть либо темнее, либо светлее. Одинаковые по насыщенности цвета всегда будут друг с другом соперничать. Понимаете этот принцип?
ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

Снова возвращаемся к нашему кругу и прокладываем прямую через центр — получаем два гармоничных контрастных цвета. Опять же — в такой композиции кто-то будет главным, а кто-то второстепенным. Главный цвет должен быть более насыщенным.
Гармония трех цветов

На нашем круге такое сочетание выглядит, как равносторонний треугольник. Профессионализм дизайнера здесь даже не столько в том, чтобы попасть в правильные цвета, сколько в том, чтобы правильно выбрать оттенки. На этих комбинациях строится композиция.

Конечно, триада может строиться и по принципу равнобедренного треугольника, где один цвет как обычно у нас основной и два — вспомогательные.
Ну и, конечно, самое сложное сочетание:

4 цвета — Как построить их на круге? Проводим вспомогательную линию через центр и получаем прямоугольник. Здесь довольно частая проблема — избыточная цветовая напряженность. Одно дело — пройти мимо яркого пятна в парке, и совсем другое — наблюдать его изо дня в день на собственном участке.
Еще интереснее:
Показать больше
Получите подборку полезных материалов
на почту
Раз в месяц мы выбираем лучшие статьи в журнале и отправляем вам
Заполните форму, чтобы подписаться на рассылку и откройте доступ к 5 секретным статьям
Мы не делимся вашими контактами с третьими лицами и тоже не любим спам. Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda