интервью с экспертом

Советы мастера:
6 признаков хорошего питомника

беседовала
Майя Сандалова
«В ландшафтной сфере, как и в любой другой, важно не только уметь красиво и качественно выполнять весь процесс, но и правильно его продавать». Юлия Чемердовская, директор ООО «Фитония-Арт», председатель Ассоциации специалистов ландшафтной индустрии Беларуси рассказала Школе Сада о важности сервиса, о самоидентификации, о том, что нужно людям и о четкости целей.
Юлия Чемердовская
Директор ООО «Фитония-Арт»
Образование: БГТУ, кафедра ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства, инженер садово-паркового строительства, магистр. Сертификат бизнес-школы «Шорец-консалт»
Специализация: Ландшафтный дизайн, благоустройство и озеленение.
Председатель Правления О О «Ассоциация специалистов ландшафтной индустрии»
Юлия, вы часто бываете в питомниках Беларуси и за рубежом. Чем отличается хороший питомник? По каким признакам можно сразу определить уровень?

Для меня хороший питомник — это целая производственная система, это не просто желание человека на своем участке выращивать красивые растения. Питомник — система достаточно сложная. Она характеризует производство и те процессы, которые в него входят. Также хороший питомник для меня — это и правильный бизнес.

-в питомнике должен быть порядок
чистые междурядья, ровные посадки, соблюдение системы севооборота (растения пересаживаются с одного поля на другое), наличие паровых полей. Это очень важный момент, за которым следует следить каждому производственнику. Расположение полей, контейнерных площадок, хозяйственных блоков— все это должно располагаться отдельно друг от друга.

— наличие дорог
Показатель того, что внимание уделяется структуре самого предприятия. Многие хозяйства не уделяют этому должного внимания, не вкладывают в это средств и перемещаться без полноприводной машины с огромными колесами по таким ямам и грязи просто невозможно, не говоря уже о том, чтобы пешком пройти. Понятно, что покупать в таких питомниках растения неприятно, особенно если на улице грязь, дождь, холод, ведь обычно мы выбираем растения весной, осенью или даже зимой.

— правильно заложенные кроны растений
В хорошем питомнике кустарники всегда стриженные, формованные. Это не обязательно должна быть форма шара или топиарная форма, как в питомнике «Ниваки», но даже обычные одиночные кустарники нужно стричь, чтобы они набрали фитомассу. Если растения не стригут, значит, питомник не уделяет внимание кущению, наращиванию внешней массы. Это показатель того, что растения вряд ли пересаживают, так как при пересадке обязательно надземная часть растения очень сильно сокращается, в питомниках это делается очень жестко и интенсивно. Если посмотреть на деревья, которые выращиваются в немецких питомниках, питомнике Савватеевых — сразу видно, что там очень четко соблюдают правила обрезки. Это обязательно обрезка на пирамиду, на наружную почку, формирование правильного каркаса ветвей для каждой породы. Понятно, что не все стригутся на пирамиду, некоторые формируются в свечку, в форме шара, присутствуют шпалерные формы.

— экспозиционный сад, которым встречают посетителей, покупателей, демонстрируют им особенности растений — обязательный элемент хорошего питомника.

— наличие сервиса
Как производственная система и бизнес-модель, хороший питомник отличается построением отдела продаж. Если эта система выстроена, значит, владелец уделяет внимание не только качеству растений, но и качеству услуги, которую он оказывает своим покупателям. Сервис — это возможность удобно и быстро купить нужные клиентам растения, когда вас встречает менеджер, который покажет все растения, которые могут быть интересны, проведет по полю (здорово, когда по полям можно ездить на небольшом транспортном средстве типа гольфкара).
Также качество обслуживания проявляется в том, как питомник обрабатывает заявки. Не всегда удается приехать на персональную отборку растений. Важно понимать перед приездом, есть ли в наличии то, что необходимо для проекта.

Очень удобно, когда менеджер питомника помогает подобрать растения по фотографиям, по электронной почте согласовывает стоимость растений и комплектацию заказа. Тогда можно не тратить время на поездку в питомник.

При хорошем менеджменте мы можем быть уверены в том, что отобранные растения придут вовремя, они будут хорошо загружены и правильно упакованы, все документы будут оформлены правильно, и нам останется только организовать приемку этих растений на объекте.

Но это возможно только в том случае, если мы хорошо знаем производителя, уверены в качестве посадочного материала и в питомнике.

Когда клиент нам доверяет, он будет часто и с удовольствием покупать растения. А мы, как ландшафтники, по сути являемся оптовыми клиентами, которые покупают не один раз, а постоянно и много.
Где начинается садовая мода: в голове дизайнера или же в питомнике растений?

Интересный вопрос из серии «что было раньше — яйцо или курица?» Точного ответа нет. Это замкнутая система, где одно без другого невозможно.

Какую бы красивую идею на бумаге не придумал дизайнер, он ее не сможет воплотить, если в продаже в питомнике не будет соответствующих этому дизайну экземпляров. И наоборот, если дизайнер не увидит нигде своими глазами интересное растение, он и не подумает о том, что можно такие растения включать в свои проекты.

Считаю, что успех этого дела — в диалоге. К сожалению, пока с этим у нас в Беларуси не так хорошо, как хотелось бы. Редкие единицы идут на диалог с дизайнерами для изучения спроса. А ведь эта коммуникация должна быть продумана и глубоко проработана.

И, на мой взгляд, первый шаг должен быть со стороны питомника, это сделает его более конкурентным и привлекательным на ландшафтном рынке.
Какие знания, полученные вами за последнее время, считаете самыми ценными? Где они были приобретены?

Самыми ценными стали знания по систематизации работы моей студии. Этот вопрос стоял остро целый год, и я ходила на курсы, набирала инструменты для работы, училась у гуру бизнеса.

В ландшафтной сфере, как и в любой другой, важно не только уметь красиво и качественно выполнять весь процесс, но и правильно его продавать. Нужно верно себя позиционировать и четко понимать, кому и как ты продаешь свои услуги. Необходимо точно знать свою целевую аудиторию, кто эти люди, какие у них проблемы, потребности. И, сопоставляя их проблемы и потребности со своими возможностями, формировать свою уникальность, которая придет в этот мир, на этот рынок. Без самоидентификации дальше работать очень сложно.
Когда путь только начинается, людей в команде еще немного и клиенты рекомендуют тебя друг другу — работа постоянно есть. Но такая модель хороша только на определенном уровне, поскольку приток клиентов по «сарафанному радио» плохо прогнозируем и может быть непредсказуем. Для профессионального роста и развития этого недостаточно.

Часто бывает, что желание идти дальше, развиваться и расти есть, но упираешься в потолок, в нехватку знаний и инструментов, нет понимания, как это сделать правильно. Тогда возникает необходимость учиться.

Я посещала тренинги, практикумы, семинары по построению бизнеса в Киеве, Питере, Минске. Пришлось пересмотреть рекламную кампанию, тут-то и обнаружилось, что мы не совсем правильно и не в полной мере доносили до нашей аудитории свои возможности и ценности.

Сейчас, пересмотрев стратегию, будем практиковаться, начиная со следующего сезона. Не скажу, что она идеальная, но есть ощущение, что это правильно.

Время и сезон покажут, насколько результативным это будет. Ведь для творческого человека всегда сложно втиснуть себя в рамки системы, использовать новые знания и инструменты из совершенно другой области, но без этого невозможен рост. Нужно учиться смотреть на ситуацию с разных сторон.

В целом, вопросы стратегии развития компании и построения процессов занимают много времени, и все меньше времени остается на сам дизайн. Зимой удается вместе с дизайнерами студии принимать участие в рождении новых концепций и идей, и этот процесс становится глотком свежего воздуха и кардинальной сменой деятельности, которая очень заряжает и вдохновляет!

В разгар сезона творчество проявляется в строительстве красивых садов и в построении рабочего процесса. Очень большую роль в работе студии играет правильная организационная структура, в которой каждый занимается своим делом. И ее построение — захватывающий творческий процесс!
В описании своей деятельности вы выделяете Horeca, как отдельное направление, в чем особенность благоустройства для предприятий общественного питания?

Мы выделили это направление как возможность работать на небольших по масштабу городских объектах. По функциям и размеру они близки к частным участкам, но с другой спецификой. Очень нравится работать на этих участках. Ведь сфера гостеприимства HORECA (отели, рестораны, кафе) — это та сфера, где озеленение, ландшафтное проектирование и дизайн среды играют огромную роль, влияя на эмоциональное восприятие человека.

Чем правильнее и внимательнее будет проработан ландшафт, тем большее эмоциональное впечатление он произведет на посетителей кафе и ресторанов. Это дополнительный маркетинговый инструмент для владельца, с его помощью заведение лучше запомнится и повысится его узнаваемость.

Хорошо работает прием, когда в заведении устраиваются зеленые фотозоны, где люди фотографируются, а потом постят это в своих соцсетях. Таким образом, растет популярность и узнаваемость места, а образы лучше воспринимаются людьми.

Наша цель, во-первых, помочь владельцам заведений сделать их лучше и интереснее, повышая лояльность клиентов, а во-вторых, усилить положительное впечатление и влюбить человека в конкретное место. Это очень правильный, душевный порыв.
Вы принимаете участие в конкурсах и сами их организуете. Что планируете в новом сезоне?

Да, мы много где участвуем. В этом сезоне — в трех конкурсах. Надеюсь, что это будет интересный опыт. Для нас, как для студии, участие в конкурсе, прежде всего, это возможность «прокачаться», подробно продумать конкурсные проекты. Когда подаешь работу на конкурс, концентрируешься на важных вещах, прорабатываешь каждую мелочь, это помогает освежить свои навыки и в будущем так же полно концентрироваться на любых других своих объектах. Тренировка:)

Плюс ко всему, участие в конкурсах помогает адекватно себя оценить в глазах профессионалов, членов жюри. Очень важно получать конструктивную критику, как стимул для роста.

Когда тебе указывают на моменты, где можно подправить или подтянуть — это важно, потому что бывают моменты, когда устал, замылен глаз, и одна и та же ошибка повторяется из проекта в проект. И чтобы этого избежать, необходима обратная связь от экспертов, которые посмотрят со стороны свежим взглядом и, в силу опыта и знаний, смогут правильно оценить проект.

В то же время, когда члены жюри тебе говорят, что все хорошо, это помогает почувствовать, что ты на правильном пути. Это способ взбодриться, это доля оптимизма, которая нужна в работе. Ведь творчество — процесс, когда нужно находиться в потоке, и если по каким-то причинам выпадаешь из этого потока, то нужны «маркеры», по которым можно вернуться в это состояние.

Что же касается организации конкурсов, я возглавляю Ассоциацию специалистов ландшафтной индустрии в Беларуси и, как общественное объединение, мы ставим перед собой целью развитие нашего ландшафтного сообщества, стараемся развивать и обучать ландшафтных дизайнеров через общение и профессиональный рост в сообществе. Уже сформировано достаточно крупное и лояльное сообщество дизайнеров, внутри которого мы растем и развиваемся, участвуем в различных мероприятиях, организовываем и слушаем. Это позволяет судить об отрасли в целом, в каком состоянии она находится в Беларуси, как она растет, как движется, и самое приятное — наблюдать за развитием. За семь лет нашей деятельности имеется значительный сдвиг, и это прекрасно.

Важнейшим мероприятием в развитии сообщества является «Конкурс ландшафтных проектов и реализованных садов». Перед конкурсантами ставится цель проявить себя и дать возможность посмотреть на себя со стороны. В дополнение ко всему это сегментация рынка, сразу видно сильных и слабых игроков, кто из новых, талантливых выходит на рынок, таких сразу расхватывают ландшафтные фирмы. Если новичок классно себя проявляет на конкурсе, его точно возьмут на работу в крупную компанию в ближайший год. Своеобразная база вакансий:)

Из новшеств, которые ввели в этом году для всех участников конкурса, кто подал заявки — мы делаем индивидуальный разбор работы с экспертом, который не входит в состав жюри. Он помогает по-новому взглянуть на работу до того, как ее увидят члены жюри, укажет на ошибки, похвалит, если работа того заслуживает, поможет улучшить работу, «прокачать» ее. Такая индивидуальная прокачка каждого участника важна для развития нашей отрасли. Участников у нас не так много, как на других конкурсах, и есть возможность позволить себе такой эксперимент.

До подачи работ мы проводим мастер-классы с членами жюри. Они проводят разбор прошлогодних работ, рассказывают, что удачно, что лучше не использовать, как верстать планшет, как правильно подать проект, как передать его смысл, чему уделить внимание. Замечена тенденция, что до мастер-классов заявок подается мало, а после них активность возрастает, поскольку конкурсанты приобретают уверенность в своих силах и перестают бояться.
Какие идеи и новшества вы хотели бы применить на практике в своих проектах?

Не знаю, насколько это новшество, европейцы давно с этим работают… хотелось бы попробовать использовать рециркуляцию воды, делать дождевые сады, отводить воду в водоемы и использовать ее для растений, создавать экологические сады.

Сейчас в частном домостроении высокой потребности к этому нет, и поэтому заказчики не совсем понимают актуальность этого вопроса. Ведь существуют достаточно удобные, простые, недорогие способы собирать и отводить воду, просто сбрасывая в колодцы или выводя ее в овраги или водоотводные канавы.

Есть участки, где с этим проблема: мощные глинистые горизонты, нет достаточного уклона по рельефу и выводить воду просто некуда, а площадь участков просто не позволяет сделать полноценные красивые пруды, в которых бы собиралась вся дождевая вода. В таких сложных ситуациях используем в своих проектах испарители. Это значительная по размерам площадка, состоящая из двух слоев. Верхний слой — георешетка, заполненная гравием, а нижний — система дренажных труб, засыпанная щебнем. В трубы подается вода из ливневых колодцев, щебень и гравий напитываются водой, которая затем испаряется за счет большой площади. Как правило, такой испаритель выполняет также роль гостевой парковки и находится за пределами участка.

Но в этом случае вода просто уходит в воздух. А мне бы хотелось создавать такие системы, которые использовали бы эту воду с пользой, тогда бы это было более правильно. Очень хочется с этим поработать.

Ну и, конечно, мечтаю о том, чтобы повысить свою квалификацию и выходить на работу с крупными общественными пространствами. Это большие масштабы, совсем другой уровень работы, когда можно повлиять на ощущения и состояния большого количества людей в городе, а не просто на владельцев отдельного загородного участка. Это та цель, к которой хотелось бы придти. Для этого нужен опыт, и это совершенно другой пласт знаний.
Подписка
Получайте новые учебные материалы и статьи о садах каждую неделю. Только о важном.
Без спама.
Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Показать больше
Made on
Tilda