интервью с экспертом

Скульптуры в ландшафтном дизайне:
9 вопросов современному мастеру

беседовала
Майя Сандалова
  • Виктория Чичинадзе
    Ландшафтный скульптор
    Когда скульптуры заряжены сильной идеей, они меняют пространство — оно начинает звенеть и вибрировать. Скульптура будет поддерживать, возвращать вас в приятные воспоминания, дарить радость. Виктория рассказала нам, какие материалы нельзя использовать под открытым небом, как правильно содержать скульптуру, какое место занимает скульптура в современных садах и не только.
Как завязался ваш роман с искусством? Как пришли именно к садовым
скульптурам?

Мой роман с искусством завязался достаточно поздно, когда мне было 30. Я не имею художественного образования, по специальности — редактор. В те времена, вообще занималась риэлтерской деятельностью. Такой вид искусства, как художественная кукла только начинал развитие в нашей стране, и очень меня увлек. Я стала коллекционировать кукол зарубежных авторов, покупать их через E-Bay. Стоило мое хобби достаточно дорого, а хотелось всего и сразу!

Однажды я купила кусок запекаемого пластика и решила, что попробую сделать куклу сама. Так и начался мой роман с искусством куклы — несколько лет
я активно участвовала в выставках кукол в Киеве, Москве и странах Европы. Даже стала победителем международного конкурса Института Кукольного Искусства Голландии и Бельгии Dabida в 2012 году. Со временем, пилить, сверлить и вообще делать кукол в квартире в Киеве стало совершенно невозможно, и мы с мужем решили перебраться на дачу за город и сделать там мастерскую. На даче у меня появился маленький садик, мне захотелось оживить его, поселить в него скульптуры, но, к сожалению, ничего не удалось
подобрать. Тогда и поняла, что существует дефицит садовой скульптуры.

Я взяла свои засохшие работы из глины, которые стояли без дела уже несколько лет, и решила найти человека, который поможет перевести эти работы из глины в металл. Так мы повстречались с удивительным человеком, талантливым скульптором Евгением Деревянко. Он научил нас с мужем основам формовки, работы с восковками, рассказал о литье бронзы. Через некоторое время мы отлили первые садовые скульптуры в бронзе.
БЕСПЛАТНАЯ ЛЕКЦИЯ

Куратор Людмила Свечникова рассказывает, почему каждому саду нужен план. Разбираем планировки участков на конкретных примерах, а не на пальцах и жестах:

— Что разместить на участке?
— Сколько нужно дорожек на участке?
— Как сделать сад удобным?

Эфир будет полезен всем, кто сейчас планирует благоустройство! Внутри пинок для вдохновения. Вы увидите свой участок по-новому.
Почему выбрали именно бронзу для своих работ?

Когда мы получили наши скульптуры из литейной мастерской — стало ясно, что мое сердце теперь принадлежит бронзе навсегда. Она выглядит благородно,
основательно, долговечно, к тому же прекрасно проявляет себя в работе (при
сварке, чеканке, нанесении патины). Тогда я подумала, что скульптур из недорогих, откровенно дешевых и недолговечных материалов очень много, а работ штучных, авторских, пусть и не дешевых — практически не найти. Поэтому решила пробовать свои силы, создавая скульптуры для садов в бронзе.

К тому же, этот поворот сильно развязал мне руки в творческом смысле. В кукольном искусстве важным является умение шить аккуратно миниатюрную одежду и обувь для своих персонажей — этот нюанс у меня всегда хромал, в скульптуре же, могу слепить любую одежду и обувь в разы живее и лучше, чем могла бы сшить.
С какими материалами вам хочется поработать или же, наоборот, какие отталкивают?

То, что я с таким трепетом отношусь к бронзе, конечно же не означает, что не использую другие материалы. Удачным был опыт работы литья и гидроабразивной резки алюминия, мне очень интересно поэкспериментировать с камнем, керамикой, деревом, стеклом и эмалями. В новых работах планирую миксовать эти материалы с металлом — надеюсь, результат будет интересным.

А отталкивают меня только откровенно дешевые имитации натуральных
материалов. Низкокачественные пластики, пластмассы, бетоны. На материале нельзя экономить — в этом я уже неоднократно убеждалась в процессе работы. Из дешевого материала, скорее всего дешевка и получится, исключений практически не бывает. Поэтому, когда меня спрашивают не делаю ли я свои работы в другом дешевом доступном материале, отвечаю категорически — нет. Лучше, на мой взгляд, скопить деньги и купить одну стоящую вещь, чем несколько низкого качества.
Какие материалы категорически нельзя использоваться под открытым небом,
но, при этом часто встречаются в скульптурах для сада?

На мой взгляд, нет таких материалов, которые нельзя было бы использовать в садовой скульптуре (может быть только, кроме папье-маше, но таких примеров не помню). Каждый материал обладает своими уникальными свойствами: долговечностью, прочностью. Это нужно понимать, и корректно эксплуатировать скульптуру. Если, это материал хрупкий и недолговечный —консервировать или убирать на зиму, вовремя проводить обработку защитными средствами, беречь от механического повреждения. Безусловно, как я уже говорила существуют откровенно некачественные материалы — срок их жизни минимален, либо его сокращает несоблюдение производителем или автором технологии (скульптура из керамики, которая не прошла обжиг должным образом долго не прослужит), но тут, уж как повезет.
Ваши работы замечены на выставках ландшафтного искусства. Кто впервые
предложил сотрудничество? Какова история этих скульптур? Где они теперь размещены?

Когда я пришла к тому, что создавать скульптуры для садов — мой путь, делать мне это интереснее, чем создавать кукол — стала искать профильные выставочные площадки. Так, сразу, увидела сайт Международного Фестиваля Садов и цветов в Москве — Moscow Flower Show. В тот момент фестивалю был год —с тех пор я являюсь его постоянным участником на протяжении 6 лет. Этот фестиваль просто сразил меня своим масштабом, профессионализмом организации.

Очень благодарна судьбе, за то, что мой творческий путь начался именно с MFS — это была моя путевка в творческую жизнь, а президент фестиваля Карина Лазарева и костяк команды, создающей фестиваль за годы совместного общения стали для меня близкими и родными людьми. Так же, как и многие из участников, с кем я познакомилась на фестивале, продолжила дружбу и сотрудничество вне его.

Фестиваль долгое время являлся и является для меня основной площадкой для демонстрации новых работ, их продажи во время выставки или после нее. Большинство работ «живут» у своих новых владельцев в частных садах.
Вы стали призером престижного шоу, расскажите об участии. Конкурсная тема вам близка?

В 2016 году мне посчастливилось работать над скульптурами для выставочного сада Татьяны Гольцовой: «The Imperial Garden», «Revive» на старейшем и важнейшем событии в мире ландшафтного искусства — фестивале Chelsea Flower Show в Лондоне. Работа была очень сложной и интересной во всех смыслах.

Времени было крайне мало, а нам предстояло сделать многое: бронзовую скульптуру «Река Времени» для сада, лавку, висящую «ни на чем» из алюминия, алюминиевые кружева в водоем, отлить и вплести ажурные алюминиевые стволы между стволами живого дерева, которое находилось в Питомнике «Лорберг» под Берлином. Там же в Германии нам предстояло нарядить крону этого живого дерева в алюминиевое кружево. Транспортировали всю эту скульптурную композицию из Киева в Германию, а оттуда в специальной растягивающейся фуре скульптуры перевозились в Лондон на выставочную площадку фестиваля.

Ответственность была колоссальная — спонсоры и мы сами вложили в этот выставочный сад большие деньги, мероприятие высочайшего уровня, работа должна быть выполнена безукоризненно и в срок! Оперативно осваиваем новейшие 3Д технологии, гидроабразивную резку, совмещаем это с художественным литьем, и увязываем бронзовую скульптуру и алюминиевые элементы композиции в единый ансамбль. При этом визуально объединяем два разных металла с помощью патины, похожей на камень. Параллельно занимаемся таможенным оформлением, так как вывозить такую
крупную выставочную работу (около 600 кг металла) до этого нам не приходилось. Много было сложных и нервных моментов, но в итоге все вышло наилучшим образом.

Вообще весь этот опыт был крайне полезным для всех участников. Вся история
— о дружбе, взаимопомощи, ответственности и умении пройти все сложные этапы, дойти вместе до конца. Сад и выставка в Челси — пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни. Подготовка происходила в момент накала политических баталий между нашими странами. Мы показали, что
границ между творческими людьми, чьи действия и мысли направлены на
созидание, а не на разрушение — не существует. Сад создавался одновременно в Москве и в Киеве, нам оказывали помощь Питомник Лорберг (Германия) и польские таможенники, сад помогали собирать коллеги из Великобритании.

В общем у нас получился абсолютно международный проект, и не будь в нем хотя бы одного звена —ничего бы не получилось. Вместе, хоть и ненадолго сделали еще один небольшой кусочек земли красивым, и принесли радость людям. Конкурсные и выставочные сады, безусловно, зачастую очень отличаются от реальных. Это некий концентрат идеи — в этом их прелесть.
Вы следите за тенденциями? Какое место занимает скульптура в современных садах?

Вопрос тенденций сложный. В основном, интерес вызывают современные абстрактные формы, сады становятся все более лаконичными, и требуют соответствующего декоративного наполнения, но это тоже относительно. Архитектурных стилей, как и стилей, в которых выполнены сады очень много и они разнообразны, стараюсь охватить множество направлений в своем творчестве, чтобы каждый желающий, смог подобрать среди моих работ подходящую.

Я люблю делать фэнтези-скульптуры, скульптуры в стиле модерн (ар-нуво), люблю анималистику, делаю немало абстрактных работ. А вообще, нравится делать то, к чему в данный момент «лежит душа». Есть желание делать индивидуальные проекты — это приносит максимальный результат, когда мы уходим от универсальной скульптуры, к тому образу, который может всколыхнуть чувства именно этого человека или семьи. Люблю, когда скульптура заряжена сильной идеей или состоянием, внутренним содержанием.

Такие скульптуры меняют пространство — оно начинает звенеть и вибрировать той идеей, которую приносит в него скульптура. Роль такой скульптуры в саду — колоссальна! Она может служить своим обладателем и назиданием и поддержкой, возвращать их в приятные воспоминания, либо дарить радость, иронию. Иногда бывает достаточно просто красивой скульптуры, ее роль ненавязчива, но она придает саду шарм, индивидуальность. Не люблю только пресные и бездушные, не несущие в себе ничего скульптуры.
Что для вас служит источником вдохновения?

Всегда по-разному: прочитанная книга, покорившее сердце ювелирное украшение, иллюстрация, образ увиденного человека. Источники вдохновения постоянно окружают нас — нужно лишь открыть для них сердце и душу.
Над чем вы сейчас работаете?

Сейчас параллельно работаю над 6−7 объектами. Хочу сделать несколько
вариантов функциональных украшений для сада: поилки, кормушки, купальни для птиц, но особенно интересна работа над скульптурной группой «Стихии». В нее войдут скульптуры четырех стихий: воды, огня, земли и воздуха. Тема не новая, но я попытаюсь дать ей интересную трактовку. Стихия воды уже готова к литью, теперь работаю над образом «Огня». Если все получится, и я буду успевать — вы сможете увидеть эту скульптурную группу на фестивале садов и цветов Moscow Flower Show в этом году (даты проведения 28 июня-7 июля) в парке «Музеон».
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы
Бесплатно:
8 уроков о том, как создать сад своими силами
Показать больше