Фестиваль садов и цветов: Скульптуры из необычных материалов. Часть 3
рассказывала Майя Сандалова
Во второй части участники фестиваля рассказали нам, как и с помощью каких предметов они показали русскую культуру в своих проектах. А сегодня поговорим о скульптурах из сена, на сколько они долговечны.
О скульптурах на фестивале
На выставке были представлены бронзовые скульптуры в исполнении Виктории Чичинадзе, футуристичные скульптуры из дерева Михаила Балана, каменные и даже из сена!
Экспозиция сенных скульптур заняла особое место на фестивале, покорила очень многих посетителей выставки.
С Мелсом Геворгяном (автор этих работ) у меня состоялся разговор прямо внутри головы. Да-да, центральной скульптурой была именно голова. Эх, хотела бы я сказать голова беларуса, уж очень ему шла соломенная шляпа.
Как давно вы занимаетесь скульптурами из сена?
Знаете, наверное, несколько лет этим занимаюсь. Я скульптор и всегда работал с более традиционными материалами. Но когда первый раз попробовал работать с сеном, кажется в Воронеже это случилось, я понял, насколько это вызывает восторг у посетителей.
До меня дошло, насколько сам материал может передавать эмоции. Кстати, в свое время Кондинский примерно так же пришел к абстракции, когда цвет сам по себе передает содержание.
Ведь и в абстракции передача эмоций идет не через само изображение, а через то, чем это сделано. Золото — это материал, но если повесить его в раму, оно станет произведением искусства.
Работая с сеном, я понял насколько людям близка эта тема. Они сразу уходят в свои архетипы, воспоминания из детства. Мне приятно видеть, что человек не смотрит на то, насколько пропорциональная получилась корова, к примеру. Она им нравится сама по себе, потому что они любят этот материал.
Принимая участие в выставке ландшафтного искусства, своими работами, мне хотелось передать определенный посыл: ландшафтные дизайнеры работают с живыми растениями, создавая красоту.
Но, когда растения перестают быть живыми, они обретают вторую жизнь в предмете искусства, в фигурах людей, животных, персонажей. Здесь я использовал тему цирка, где скульптуры исполняют акробатические движения.
Люди забывают, что это просто пучок травы, он перестает быть таковым. Если пришить к соломенной корове 2 пуговицы, то человек уже не будет видеть их как просто пуговицы, для него это будет уже взгляд. И в этом есть великая магия искусства, которая тебя завораживает и тащит в другую реальность.
Что вы вынесли для себя, участвуя в этой выставке?
Я принимаю участие в различных выставках по всей России и за рубежом. Во Франции есть фестиваль среди скульпторов, которые работают по сену. Понятно, что фестивали для участников это прежде всего знакомства с коллегами, клиентами. Приходится улавливать и примерять для себя какие-то новинки, тенденции, искать для себя какую-то будущую тему.
Конкурсы и выставки — часть нашей профессии. Однако отдача, которую я получаю от публики, для меня самое важное. Если ты современный художник, то нужно понимать, что ты можешь считаться современным только в том случае, если своему зрителю ты интересен.
Это своеобразный мониторинг общественного мнения: чем можно людей удивлять, завораживать. Но для художника самое главное — затрагивать сердца.
Любое чувство меркнет по сравнению с тем, когда ты у своего зрителя вызываешь чувство сравнимое с любовью. В своем творчестве я настроен именно на этот вектор.
Сколько живут такие скульптуры?
Недолго
Но у скульптуры в форме головы есть жесткий каркас, можно ведь заменить внешний материал?
А надо ли? По тенденциям современного мира, когда все построено на потреблении, людям хочется вещей, которые нужны им. Они желают, чтобы эти вещи служили им долго. Искусство вне этой категории.
Искусство нельзя употребить, его можно лишь на мгновение прочувствовать. Как мы можем, к примеру, потребить «Джоконду»? Зачем ожидать от сенной скульптуры, что она простоит 3 года или 5 лет? Это не важно!
Самое важное, когда ты пришел, потрогал за усики, которые из сена сделаны и ушел с воспоминаниями, что ты прикоснулся к этому хоть на один день. Смысл в этой сиюминутной передаче эмоций.
Вы проводили мастер-классы для детей по изготовлению сенных кукол. Насколько это было интересно и заразительно для них?
Это очень заразительно! Ко мне даже пенсионерки присаживаются. Вроде бы, это то поколение, которое не должно этому удивляться, потому что они все выросли на этой культуре, — сено для них было частью быта. Но они присоединяются на ровне с детьми и просят показать им, как сделать сенную куклу.
Скульптура — это один из древнейших видов искусства. Человек вырезал наконечники стрел, пуговицы, резал ножиком по косточке — это все уходит в фундамент изобразительного искусства, скульптуры.
Игрушка очень часто выпадает из поля зрения искусствоведа. Но игрушка —один из самых древних способов оформленной передачи чувства. Ты хочешь показать любовь к ребенку и даришь ему игрушку, ведь на сколько душевнее, если ты сам это сделал?
Скульптура-скульптурой, она зачастую несет в себе характер пропагандистский. В игрушке нет идеологии, а есть прямое чувство, которое один человек может передать другому, сделав ее своими руками. Поэтому, когда люди уносят с собой куклы, сделанные своими руками — это такое счастье!
На выставке было представлено столько замечательных работ, рассказывать о которых можно долго. В каждую авторы вложили свои души.
Каждый участник фестиваля вынес для себя что-то ценное, посетитель обогатил свой внутренний мир. Для меня огромным счастьем стало общение с замечательными людьми, кто не жалея сил, средств и времени несет свое искусство в массы.
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы