репортаж с ландшафтного форума

Минский Ландшафтный Форум 2020:
О тонкостях работы ландшафтных дизайнеров

беседовала
Майя Сандалова
Какие ассоциации возникают в вашей голове, когда слышите «ландшафтный дизайн»? Растения, рельеф, благоустройство… Но ведь всегда можно смотреть шире, видеть больше.

В марте 2020 года в Минске прошел Минский Ландшафтный форум 7.0. Наш репортер Майя Сандалова рассказала как это было.
Юлия Чемердовская
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Открытие форума

Когда собиралась на Минский Ландшафтный Форум, думала о проектах, людях их создающих, о знаниях в этой отрасли. Если честно, я совсем не была готова к тому объему информации, который обрушился на меня за 2 дня мероприятия.

Утро. Фойе. Запах кофе. Последние штрихи вносят в выставочные стенды представители компаний-спонсоров. В зале ровные ряды стульев с подарочными пакетами для каждого гостя форума. Всё готово, все на старте.

Участники занимают места. Музыка, яркий экран и бодрый ведущий передает микрофон зажигательной Юлии Чемердовской — основательнице и бессменному лидеру мероприятия.

Слова приветствия. Торжественное перерезание красной ленты. Форум открыт.
Началом программы стала церемония награждения победителей конкурса «PROландшафт 2020». Гран-при конкурса вручили компании «Фитония».
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
«Мой сад — это я»

Программу конференции открыл Василий Кашников с докладом «Мой сад — это я». Он захватил внимание аудитории, погрузив присутствующих в атмосферу философских и психологических вопросов, рассуждений.

«Дизайн всегда содержит конкретного человека. Мы создаем его для людей, групп» — начинает рассказ Василий.

— И вот возникает вопрос: там, где вы получали образование, вас учили понимать и удовлетворять эстетические потребности человека? Как вы можете знать, что ваш дизайн — это не минимальное, не среднее, а максимальное выражение потребности вашего заказчика? — в зале повисает тишина.
Василий Кашников
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Главный методический принцип дизайна: Осознать. Прочувствовать. Выразить.
— Василий Кашников
- Выражать вас научили в ВУЗе: рисовать, лепить, проектировать… Прочувствовать — это то, что зависит от вас самих, ваших личностных характеристик. Но что насчет осознать?

Поднимая подобные вопросы, Василий специально оставляет их без ответа, давая пищу для размышлений присутствующим.

«Один из важнейших вопросов человеческой психики упирается в мысль — «Куда я попал?» — это вопрос безопасности, базовой потребности. Как же сделать так, чтобы человек быстрее ответил себе на этот вопрос? Тема здесь является определяющей. Если нет темы — нет сада, есть только посадки.»
Василий Кашников
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Как человек, не имеющий отношения к ландшафтному дизайну, я часто задаюсь вопросом: «А зачем здесь дерево? Зачем здесь кусты? Зачем здесь все это?» — это с виду детские вопросы, примитивные. Но если на них не ответить, теряется смысл того, чем мы занимаемся.

Вопросы без ответа не могли не всколыхнуть мой внутренний интерес, и в перерыве я подошла побеседовать с Василием.
Почему вы выделили в качестве вопроса психики не «Кто я такой?», а «Куда я попал?»

— «Кто я такой?» — гораздо более сложный. Здесь же нужны определенные методы выявления. Ведь всем же известно, что мы делаем для определенного клиента, а как выяснить кто он? Что ему нужно в определенный момент?

Для этого нужны определенные методы. Это уже вопрос реального обучения… Как можно рассказать за 15−20 минут то, что я в течении 10−15 лет у себя в голове укладывал? Поэтому был выбран такой формат в виде провокаций, вопросов.

У меня были лекции, на них приходили дизайнеры-архитекторы. Я их тоже так «троллил» постоянно, но потом они приходят на 2,3,4 лекцию и говорят: «Мы по-другому начали смотреть на вещи». Вот моя задача.

Если брать академическое обучение, нужно понимать, что за предмет. А таких предметов нет, к сожалению. Это очень молодая область, которая если исследуется, то в основном в контексте физиологии.

В дизайне есть заказные исследования, но они не касаются человека как личности. Например: как влияет цвет, как люди будут перемещаться…
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Как прочувствовать человека, если зачастую он сам не знает, чего он хочет?

 — Я вкратце упомянул про формальные композиции. Это пока мой личный метод, который нужно обосновать научно. Это метод диагностики, где я показываю различные композиции человеку, он говорит, что ему нравится и мне про него многое становится понятным.

 — То есть по реакции на абстрактную картину, можно понять чего хочет человек на самом деле?

 — Да. У меня есть набор знаний, позволяющий делать выводы. Но пока он не выведен в конкретный метод, его необходимо еще протестировать. Я пока в пути.
Василий Кашников
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
У Вас выходит книга, о чем она будет?

 — «Мой дом — это я»? Она как для дизайнеров-архитекторов, так и для потенциальных клиентов, которые решили построить дом, но пока не знают, чего хотят.

В книге конечно же тоже вопросов больше, чем ответов. Но она помогает структурировать знания. Есть такое выражение «Глаз видит то, что знает мозг». Когда что-то узнал, начинаешь по-другому смотреть на вещи.

Там есть главы про цвет, про пространство, про социальную коммуникацию. Вообще книга родилась спонтанно. Я писал посты в фейсбуке, потом мне предложили сделать лекцию. Сделать одну у меня не получилось, я сделал их 15.

И, посмотрев на весь этот материал, подумал: «Какая-то книжка лежит, почему бы мне книгу не написать?». Мне, конечно, казалось, что это легко.

С текстом получилось быстро, а вот с подбором иллюстраций оказалось сложнее. В конце следующего месяца должно выйти печатно издание, она и в электронном виде будет.
Василий Кашников
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Витторио Перетто

Поблагодарив за ответ Василия Кашникова, я побежала в зал, где было все готово к следующему выступлению.

Безусловно, главным спикером первого дня форума был итальянский дизайнер Витторио Перетто. Бесконечно добрый, удивительно тонко чувствующий, разносторонний и талантливый.

Своим докладом в каждом из присутствующих он зажег искру вдохновения. Показал, как видеть в каждой вещи идеи для творчества и развития фантазии.

Мне удалось задать маэстро несколько вопросов после его выступления. С вашего позволения, мы расскажем поподробнее о нем в отдельной статье.
Витторио Перетто
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Голландский питомник растений Ebben

На форум приехали не только профессиональные ландшафтные дизайнеры из различных городов и стран, но и представители крупных европейских питомников.

Мне посчастливилось обедать за одним столом с Ириной Подоляк из голландского питомника Ebben. Сейчас у нас сезон активной работы — рассказывает Ирина.

— Идет выкопка и отправка растений клиентам. С декабря по февраль — период напряженной работы. В марте — смотрим по погоде, а в апреле работы по выкопке прекращаются. Даже если нам будут предлагать миллионы, мы ничего не копаем.
Ирина Подоляк и Лео Кооийман
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
То есть, чтобы сделать заказ на растения необходимо успеть до Нового года?

— Нет, лучше приезжать летом, в период вегетации, когда растения видны во всей своей красе. Тогда вы выберете понравившееся растения, мы обговорим все детали, построим бюджет и вы вернетесь домой.

А с ноября у нас начинаются работы. К сожалению, часто бывает, что в марте начинаются звонки: «Нужно, срочно, пожалуйста».

Думаю, в питомнике есть страховой фонд для подобных ситуаций?


— Конечно. Но тут мы смотрим по ситуации, если предложение интересное — мы напряжемся.

По каждому растению принимается индивидуальное решение?


— Безусловно. Маленькие мы можем еще копать в октябре, в конце сентября, так как знаем что это «save», они выживут. Если в сентябре у нас попросят доставить лиственные растения, мы не сможем, потому что знаем, что они погибнут.

В какой период хвойники копаете?
В это время включается в разговор Алексей Михальский, мы проводили с ним эфиры и брали у него интервью.

— Хвойные с конца сентября, но лучше позже. Ноябрь прям идеально — ответила на вопрос Ирина.
Ошибки начинающих специалистов

После обеда на сцену для доклада поднялся Глеб Колюжнюк — ландшафтный архитектор, руководитель студии GeoGraffity. Не смотря на шуточное название «На ашипках учуца», тема оказалась очень острой и вызвала живой интерес у аудитории.

«Существует такое представление, что специалист — это человек, сделавший в своей области наибольшее количество ошибок. И как эксперт в этой области, хочу поделиться с вами своими наблюдениями и опытом — начинает свой доклад спикер.

Обучив большое количество людей по инженерной подготовке и вертикальной планировке, я вдруг обнаруживаю, что люди не знают базы по сбору исходных данных, начиная с кадастровой съемки.»
Глеб Калюжнюк
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума

Насыщенный большим количеством примеров и иллюстраций доклад стал действительно кладезем информации для практикующих ландшафтных дизайнеров. Приведу наиболее яркие тезисные моменты.

Ошибки начинающих специалистов:

  1. Ошибки в сборе, анализе и учете исходных данных.

Важно! Работа с геоподосновой. Она должна быть точной и качественной, масштабом не менее 1:200, иначе будет большая погрешность и куча проблем. В идеале перепроверить все лично на местности совместно со специалистами.

Базовые реперные точки: инженерные сети, канализация, газ; корневые шейки деревьев, подъездные дороги, чистые полы дома. Расположение сетей в значительной степени влияет на принятие проектных решений.

Если проект дома и его границы не укладывается в нормы и регламенты — это чревато ежегодными штрафами. Ответственно относитесь к согласованию!
Глеб Калюжнюк
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
2. Ошибки в коммуникациях. Сбор технического задания находится на стыке сбора данных и коммуникацией между исполнителем и заказчиком. Во время процесса очень важной фразой является «правильно ли я вас понял, что…».

3. Инженерные ошибки — самые распространенные. Или как в шутку сказал сам докладчик «Использование чего-то того не там». Приведу лишь один пример из доклада.

«Полимеркомпозит. Кто работал с этим материалом? А кто больше не работает? Молодцы! Опыт показывает, что широко рекламируемый, с супер свойствами: его не должно коробить — однако коробит, не должен трескаться — трескается.

Перешлифовать проще дерево, чем пластик. Зимой скрипит, а летом нагревается и обжигает подошвы. Если использовать материала лиственницу со всеми пропитками и маслами, и крепежами, по стоимости выходит тоже самое, что использовать полимеркомпозит. Но лиственница будет красивее».
Сценарное проектирование и современные тенденции в дизайне

После полуторачасового доклада о том, как же много можно сделать не так, пришло время для выступления Юлии Тадеуш — студия ArtGarden, почетный член АСЛИ.

На мой взгляд, она спикер от Бога, ее можно слушать бесконечно. Эмоционально, на одном дыхании и супер информативно Юлия рассказывала о сценарном проектировании и современных тенденциях в дизайне.
Современные тенденции в ландшафтном дизайне:

концептуальность, внимание к экологии, природная стилистика, малая уходность, функционал и удобство, естественность и простота технологии.
«Дизайнерские сады можно создавать и малыми бюджетами, если мы грамотно подойдем к проектированию. — утверждает Юлия в своем докладе.

— Если мы возьмем просто ивы, быстрорастущие растения и злаки — будет красиво. Это будет современно и в тоже время недорого. У нас есть прекрасный опыт реализации садов с небольшим бюджетом.

Я говорю „нет мощению“. Это опять же экономия бюджета. Мы все знаем, что мощение стоит дорого, это весомая часть бюджета.

Если человек хочет сделать что-то современное, но бюджет небольшой, мы предлагаем ему решение и идеи, которые удовлетворят нас как дизайнеров и запросы нашего заказчика.»
Юлия Тадеуш
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Современные сады

«Я часто слышу такое мнение, что люди все еще их не хотят. И хочу сказать, что это не правда. Сейчас много современных людей, новое поколение (айтишники). Это люди, которые много путешествуют, много знают, много читают и слушают.

Людям нужны такие сады! Они приходят со своими запросами, в сети ищут, кто делает природные цветники и ничего не находят. Мы говорим, что нет спроса, но заказчик просто не видит нашего предложения.»

Подводя мысль к сценарному проектированию, Юлия сделала отступление. Она сказала, что термины, о которых она будет дальше говорить, сформулированы ею самостоятельно. Они — результат ее личного восприятия.

Я дерзну познакомить вас с этими понятиями, думаю, скоро об этом будут говорить везде и они будет изложены в учебниках для Вузов.
Юлия Тадеуш
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Итак, приемы современного проектирования:

- Наложение — использование какого-либо элемента либо символа в основе планировки. Как пример автор приводит лист яблони.

 — Границы — заключение всех растительных объемов в границы. С газонов исчезают все точечные посадки.

 — Сад структура — формирование структуры и пространства сада за счет использования какого-либо элемента с повторяющимся набором растений.

 — Направляющие, линейность, лучи. Все построение планировки подчиняется направляющим линиям. Это могут быть оси построек, границы участка, и не привязанные к архитектуре направляющие.

 — Слои — это наложение плоскостей на объемы. Сначала выстраивается объем (крупные растительные структуры), потом накладывается плоскость (мощение, луг, газон).

 — Метод окна. Наложение планировки сада (окна) на существующую природу. Внутри окна выстраивается своя «история» планирования.

 — Заимствованный пейзаж. «Перетягивание» картинки за забором на участок, за счет введения в посадки тех же растений, что растут за ним.

 — Деградация и разрушение. Жесткое построение планировки постепенно либо резкое разрушение и дробление на отдельные элементы.

Во всех подробностях эти приемы были разобраны на примере реальных проектов самой Юлии.
Композиции в стиле "Новой Волны". Сад Pensthorpe Фото: oudolf.com
Малоуходные цветники

В ходе лекции не раз затрагивалась тема современных цветников. «Мы много говорим о малоуходности. Обсуждая цветники „новой волны“, возникают споры на тему: уходное это мероприятие или нет?

Могу сказать из нашего опыта — да. Но правильно спроектированные, с продуманным составом, они позволяют сократить уход с течением времени.

За садами с большим количеством хвойных растений с топиарной стрижкой, работы со временем не становится меньше — мы продолжаем стричь, обрабатывать и т. д.

Сады с современными цветниками в первый год надо полоть. Прополка занимает большую часть времени. Но со временем эта необходимость уходит. Если правильно подобрать ассортимент, соответствующий данной местности, потребность в поливе— значительно снизится».

Жесткий регламент выступлений не позволил раскрыть все секреты мастерства, хотя публика в зале была готова слушать Юлию Тадеуш бесконечно. Чего уж там, даже я не удержалась и пошла признаваться Юлии в любви к ее ораторскому таланту!
Юлия Чемердовская
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Сколько стоит сад?

Эстафету полезной информации переняла Юлия Чемердовская с докладом «Сколько стоит сад?». Она проделала большую аналитическую работу, основанную на собственном опыте.

Предложила дизайнерам подробные сметы, на которые можно ориентироваться при работе с клиентами разных экономических сегментов. Рассказала о том, как процессы и агротехника влияют на стоимость работ.

«Мы не имеем морального права снижать стоимость работ в ущерб агротехнике» — эту мысль Юлия акцентировала для аудитории потому, что, экономя на этих процессах, всегда страдает результат.

Представленные материалы активно обсуждались слушателями в перерыве, многие взяли расчеты на вооружение.
Маркетинг ландшафтного бизнеса или что должен знать руководитель?

Последней, но не по значимости, в этот день выступала Татьяна Мамеева с докладом «Маркетинг ландшафтного бизнеса или что должен знать руководитель?». Татьяна основатель и руководитель студии «ЛюксСад», автор курса «Школа ландшафтного бизнеса», член ассоциации спикеров СНГ.

Очень эффектная и харизматичная. Она сумела приковать внимание, подуставшей от объемов полезной информации публики. Чтобы погрузить их умы в мир бизнес-процессов в ландшафтном дизайне.

Уложив все детали ландшафтной компании в четкую пирамиду, состоящую из 7 блоков: 1) упаковка, логотип, бренд, сайт; 2) документооборот; 3) структура компании; 4) бизнес-процессы; 5) сотрудники; 6) SMM; 7) Личность руководителя.

Татьяна объяснила, что на каждой ступени должен присутствовать маркетинг, рассказала, каким должен быть маркетолог.

Перечислила множество навыков и умений: умение анализировать и прогнозировать процессы, вести социальные сети, настраивать рекламу, контролировать дизайн сайта и визиток и т. д.

Но предупредила, что в одном человеке все эти качества нельзя найти, и при выборе нужно ориентироваться на 3−4 предпочтительных параметра.
Татьяна Мамеева
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Сколько выделить из бюджета на маркетинг?

«С помощью системы CRM мы для себя эту цифру вывели исходя из всех затрат и у нас получилась следующее. Пойдем по логике.

У нас есть постоянные затраты, которые не меняются: оклады, канцелярские принадлежности, ГСМ, сотовая связь и т. д. Это все имеет определенный процент от оборота.

Есть переменные и неожиданные затраты: участие в выставках, машина в лизинг… Такие моменты с точки зрения собственника мы тоже должны предугадывать.

Наверное, самая объемная часть бюджета — это реализация объекта, от этого никуда не уйти.
Есть маркетинг — на него выделяется 6%. Я вам расскажу, как же распределяются эти 6%.

30% от этой суммы идет на оформление, доработку сайта. Сайт — это субстанция, которую нужно менять каждую неделю.

Далее директ продвижение — прямое продвижение, все настройки таргета. На это должно уходить 48% бюджета, которые выделены на маркетинг.

На самую популярную социальную сеть, какая самая популярная в Минске? — хор из зала «Инстаграм», — вот на Инстаграм должно уходить 16%.

Промо: визитки, листовки, ручки, магнитики — все что можно подарить заказчику, занимает также 6%."

Подводя итог этой части доклада, Татьяна дала личное определение понятия маркетинг: «Маркетинг в ландшафтной компании — это стратегия, продвижение вашего упакованного продукта с помощью комплексных инструментов, на основе воронки продаж».
Майя Сандалова, Лео Кооийман, Юлия Чемердовская
Фото взято с официального сайта Минского Ландшафтного Форума
Что я поняла, выходя с первого дня форума? На любую сферу деятельности всегда можно и нужно смотреть шире. Общение в кругу единомышленников неотъемлемая часть развития. Я безумно благодарна Школе Сада, за то, что могу прикоснуться к этому действу!
Продолжение:
Итальянский ландшафтный архитектор Витторио Перетто
об интеллекте растений и о музыке в садах
Уроки на почту
Получайте новые учебные материалы и статьи о садах каждую неделю. Только о важном.
Без спама.
Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Показать больше