интервью с экспертом

"Нам необходимо вытащить горожанина
из телефона и компьютера..."

Ландшафтный архитектор о создании общественных пространств.

беседовала
Майя Сандалова
Петр Лари
Ландшафтный архитектор, сооснователь студии ландшафтного дизайна DEREVO PARK
Мы хотим отобрать время и эмоции, которые человек тратит на соцсети и подарить их ему в общественных пространствах. Петр Лари рассказал нам, чем отличается проектирование общественных мест от частных территорий, об этапах работы и, что ожидать в будущем.
Одним из направлений деятельности вашей компании является проектирование и создание общественных пространств. Какие существуют отличия от проектирования частных территорий?

Вот уже три года как мы открыли дополнительное направление - проектирование общественных пространств. Сейчас у нас сформирована команда из специалистов Strelki и  российских компаний по благоустройству, которые проходили обучение за границей.

Существует колоссальная разница в том, чтобы понимать боли и задачи, которые решает девелопер (застройщик) или город, когда создает общественные пространства. Это совсем не те же задачи, которые нужно решить в частном саду.

Ландшафт - это прежде всего решение функциональных и социальных задач, с которыми приходит к нам клиент. Иногда мы помогаем ему их увидеть.

Но давайте скажем честно, ландшафт — это не рисование кривых линий и интересных форм, которые могут рождаться у дизайнера, потому что так пошла рука или карандаш. Это решение функциональных задач.

Поэтому при создании общественных пространств составление ТЗ (технического задания) занимает гораздо больше времени, чем в в частном саду.

Там функции в основном одни и те же: зона барбекю, основной луг, спортивная площадка, детская площадка, огород...

Немного можно поразвлекаться, если есть водоем, парковка, парадная композиция, может быть пара баскетов.
жилой комплекс BauHaus, застройщик Bau City
В общественных пространствах все более разнообразно — существуют вопросы, не всегда видные застройщикам: формирование среды, понятие многофункциональности территории.

Застройщик вкладывает в свой участок земли, как правило 1−2 функции. Мы — помогаем сделать пространство более сложносочиненным, насыщенным.

Делаем все для того, чтобы задействовать данное место как в утреннее, так и в вечернее время. Тем самым увеличивая его привлекательность и рентабельность.

Еще одно существенное отличие — строгие нормы, которым следует придерживаться: пожарные, СанПин, освещенность и т. д.

Даже в посадке деревьев есть четкий регламент: нельзя сажать деревья на сетях; должно соблюдаться расстояние между посадками от заборов, фасадов. В частном саду требований меньше.

В общественных пространствах нет одного лица, который бы принимал все решения. Общение идет с различными менеджерами, представителями заказчика, руководителями проектов, которые не являются конечными заказчиками. Получается более сложная цепочка для согласования.

Но при этом мы очень рады создавать общественные пространства. Понимаем, что нам это удается благодаря тому, что смотрим на этот процесс как на людей.

DEREVO PARK делает все для людей — интересные, новые, комфортные, несущие в себе свежий дизайн пространства.

Это так же немаловажно, ведь одно дело функции и совсем другое — донести наше понимание новейшего пространства, которое будет воспринято поколением 90-х, 2000, 2010… Код места, который мы закладываем, используя те или иные решения, материалы и технологии.
Какие тенденции сейчас существуют в этом направлении?

Тенденциями руководит архитектурный подход к ландшафту. В общественных пространствах главное, чем можно удивить клиента — это одновременное сочетание.

Архитектурное пространство, которое включает где-то четкие линии, геометрические формы, технологии и свежие материалы. Но при этом формирование естественного биоценоза, сада, который будет неприхотлив в уходе.

Не бывает садов не требующих ухода. Но можно затрачивать на это меньше времени. Растения дополняют, поддерживают друг друга и создают эффект того, что ландшафтного дизайнера здесь и не было.

К тенденциям можно отнести также технологии: подогревы, создание уличной акустики, туманообразование, автополив, интерактивный свет.
Это то, что легко приживается, позволяет экономить электроэнергию и в то же время создавать интересные спецэффекты. Например, по ходу движения человека свет может загораться/гаснуть, менять температуру и яркость.

Появление светодизайна в ландшафте — новая технология. Мы привлекаем специалистов для больших проектов, не только, чтобы рассчитать люксы и нормы освещенности. Они так же создают сцены, сценарии света, работают со всевозможными композициями.

Любые изменения человеческий глаз воспринимает очень ярко. Если изменить направление света, его интенсивность, то человек может по-другому отреагировать на место, где он находится.
жилой комплекс BauHaus, застройщик Bau City
Можете на примере одного из своих проектов рассказать, как возникает идея, какие она претерпевает изменения, с какими сложностями приходилось сталкиваться на пути их преодоления?

С удовольствием! Расскажу на примере проекта жилого комплекса Баухаус, метро Звездное в Санкт- Петербурге. Молодой девелопер (застройщик), при создании знакового для себя проекта, обратился в DEREVO PARK. С помощью этого проекта он хотел заявить о себе на рынке.

Сейчас все уже реализовано, уже этой весной можно будет увидеть фотографии этого пространства. Они есть и сейчас, но пока без многолетников, не проявили они себя еще.

Идея часто возникает от понимания места. Было голое поле с многоэтажками, и наша многоэтажка — это одна из них. Она отличалась разве что более дорогими и качественными материалами.

Но главным отличием был подход девелопера. Его задача была не продать метры, как это делают крупные застройщики, а создать дом для людей.

В этом доме планировалось общественное пространство, объединяющее две башни. Некое лобби, где можно встречаться и обсуждать вопросы.

Открытая территория для всех подходящих к дому и закрытая территория двора, где отдыхают дети; располагаются современные workout площадки.

Мы создали дикий, природный ландшафт, взяв камни порфириты из Карелии. Порядка 90 тонн камня использовали, создали геопластику, чтобы человек чувствовал себя комфортно, так как объект стоял в поле и нужно было как-то отгородиться от окружающей территории.

Холмы подняли наши растения выше, плюс это позволило посадить над территорией подземного паркинга крупные деревья. Нам нужен был определенный слой земли, чтобы посадить более крупные растения с мощной корневой системой.
У нашей компании был существующий генплан от застройщика, который прошел согласование. Внутри плана  создали озеленение, продумали освещение. Например, мы сделали под заказ скамейки, которые подойдут под проект.

Использовали любые элементы фасада, цвета: темно-серый, терракотовый. В ландшафте выбрали материалы для сада: антрацитовые камни и скамейки, серые светильники, габракамни.

Поиграли многолетниками и злаками, чтобы человек чувствовал изменение картинки. Фишка злаковых садов в том, что они разные каждую неделю — меняются виды и цвета. Человек приходит домой уставший после рабочего дня, бросает вещи и выходит в сад — там его глаза отдыхают.

Применили технологию автополива, света, встроенного в мощение. Он помогает указать направление движения. Использовали грунтовые светильники.

В этом случае подсвечиваются прожекторами не только кроны деревьев, но и  сияют разные композиции, спрятанные в горные сосны, чтобы придать эффект свечения.

Пришлось столкнуться с требованием удешевить проект, но мы сумели убедить заказчика на интересное и сложное решение, где-то даже оптимизировав проект.

По ходу пьесы вносили правки, меняли посадочный материал. Проектировали пространство зимой, а стройка осуществлялась в мае месяце — это означало, что придется работать с материалом уже привезенным в Россию.

Работали с тем, что есть, часть материала зарезервировали на своей площадке.

Работать приходилось в стесненных условиях: много подрядчиков на маленькой территории, сетевики, пожарные службы, отделка фасадов… Сложно делать ландшафт пока не ушли все, но работать приходилось, так как были строгие сроки по сдаче дома.
жилой комплекс BauHaus, застройщик Bau City
Про закупку посадочного материала не совсем поняли. Вы использовали материал из собственного питомника?

Большая часть материала приобреталась в России и размещалась на нашей площадке. Я бы не назвал это питомником в полном смысле слова. Скорее это наш некий хаб, в котором мы в начале сезона скупаем все что нам нужно и привозим из Германии.

В течение сезона работаем оттуда, нам так удобно, у нас всегда гарантированно есть посадочный материал. Поэтому гораздо меньше зависим от питомников Ленобласти или Москвы.
Процесс обучения принял сейчас непрерывный характер: семинары, мастер-классы, форумы… Какие знания сейчас для вас наиболее интересны, актуальны?

Со временем понимаешь, где формируются тенденции, кто является по-настоящему большим специалистом с основательными, системными знаниями. Безусловно интересно учиться у них.

В этом году поедем в Челси на CFS. Будем смотреть кто что предлагает, сделаем оттуда эфир, напишем статью о тенденциях. Поездки и общение с иностранными ландшафтниками сейчас наиболее интересны.

Постараюсь встретиться в Германии с Питером Бергом. При работе над БауХаус мы отправляли в его мастерскую проект, так как они поклонники применения крупных камней в ландшафте, и формирования из них рельефа. Им очень понравилось, команда нас поблагодарила и попросила прислать финишный вариант.
Иногда интересно сходить на лекцию по мхам, устойчивым сообществам — это то, с чем я мало знаком. Интересно поехать в Аряпинскую школу, учиться в Эстонию.

Сейчас с ними общаемся по поводу краткосрочного курса, месяца на 2. Потому что у них обучение длится несколько лет и, мне как руководителю, туда настолько не уехать.

Конечно же финансовое обучение — сейчас прохожу курс финансовой грамотности. Он нужен для того, чтобы составлять и читать отчеты, планировать расходы компании, вести бюджетирование.

Мы год занимаемся планированием и уже поднаторели в этом. Можем оцифровать свой бизнес, и через год будем знать сколько каждый архитектор посвятил часов тому или иному проекту. Я считаю, что это показатель финансовой успешности проекта.
К вопросу о качестве и уровне работ. Большинство крупных общественных пространств отдают на реализацию зарубежным компаниям — это связано с тем, что у наших компаний недостаточно опыта или же есть другие аспекты? Почему нет возможности конкурировать?

Я не соглашусь, что большинство крупных пространств отдают иностранцам. Это информация 4−5 летней давности. Сейчас мы просто еще не видим результатов конкурсов, тендеров, которые были проведены в последние 2−3 года.

Цикл воплощения проекта значительно более долгий, нежели возведение архитектурных сооружений. Результаты можно увидеть в ближайшие 2−4 года после конкурса.

Такие компании, как Артеза, Деревопарк, БауХаус КляйнВельт, К Б Стрелка и то что делают агентства в Татарстане — совершенно современные общественные пространства.

Что касается реализации, то тут возникает вопрос: «А кто строить умеет?». Тут часто генподрядные функции, как например Газпром, выполняет компания Samsung.

Это компания просто с огромнейшим опытом генподряда, поэтому ей доверяют, мало кто в России имеет такой опыт. Со временем, я уверен, и у нас появятся такие компании, которым под силу будет вести такие проекты.

Просто нужно понимать, что в больших проектах благоустройство ландшафта — это только 5%, 50% - инженерные вопросы, 20% - вопросы землепользования.

Генподрядчик должен объединять в себе много компетенций, увязывать все с финансами, с органами власти, с проектными требованиями. Спектрум групп, которая занимается подобными подрядами также способна на такие вещи.
жилой комплекс BauHaus, застройщик Bau City
Традиции и менталитет имеют значение при создании проекта или же в век глобализации эти границы размываются?

Конечно, они еще влияют. Есть различия между проектом для жилого комплекса в Санкт-Петербурге и в Москве. Если между городами есть разница, что уж говорить о проектах для Грузии или Новосибирска.

Разница в менталитетах есть, и она сильно влияет. Давайте представим, что наш клиент обладает устоявшимся пониманием жизни, досуга и понятия интересных мест.

Глобализация тоже накладывает отпечаток.Но мы боремся за то, чтобы проявить память места и обязательно его отразить в будущем проекте.

На#nbsp проекте отражается стиль жилого комплекса, ведь ландшафт всегда должен идти в гармонии с архитектурой.
Все должно отвечать модулям фасада или деталям, цветам, композициям, приемам, которые используются. Потом уже следует менталитет, который накладывает отпечаток на функциональные зоны и на стиль.

В Санкт-Петербурге мы больше будем делать акцент на скандинавию: применять потертые бревна, плавающие 200 лет в воде, темные материалы, карельские камни, мхи, тимьяны, горные сосны — северные холодные растени.

В Москве уйдем больше в технологии: адаптивный свет, туманообразование, другие «фишки», вроде скамейки, на которую кладешь телефон, и он начинает подзаряжаться, подогрев скамеек.

Москвичи готовы больше инвестировать, а мы готовы предоставить комфорт.
Какими вам видятся общественные пространства будущего?

Главной тенденцией пространства будущего будет, наверное, социализм. В моем понимании этого слова пространства будут вытягивать человека на улицу. Всеми силами нам нужно вытащить горожанина из телефона и компьютера, из дома.

В северных широтах это можно сделать с помощью теплых пространств: лобби, беседки — хотя бы остекленные, но в идеале отапливаемые.

Конечно же функции общественных огородов, детские площадки для разных возрастов, workout площадки.

Если говорить о загородной территории, то это будут общественные очаги — место, где можно приготовить барбекю и просто посидеть у огня с гитарой.

Необходимо больше насытить общественные пространства функциями, чтобы человек мог закрывать потребности возле своего дома.

Для этого надо создать беговые и велосипедные дорожки, скейт-парки, общественные теплицы, как это сделано в швеции в одном из проектов 2004 года.

Дать возможность людям посадить фамильное дерево, подписать его, ухаживать за ним, показывать его детям. Это все те вещи, которые сделают пространство новым.
Конечно же, общественные пространства будущего будут технологичными, отвечать на запросы человека и подстраиваться под его настроение. Например, считывать его смартфон и определять, какую музыку ему поставить.

Нам уже не так долго осталось до того, чтобы человек подходил и играл трек из его плейлиста Яндекс. музыки или apple music — это все пространства будущего.

Чем можно их еще охарактеризовать? Это тактильные ощущения, человек должен испытывать постоянно новые эмоции.

Мы хотим отобрать время и эмоции, которые он тратит на соцсети. Подарить их ему в общественных пространствах, где он получит возможность коммуницировать.

Люди, которые живут радом, но не знакомы друг с другом, попав туда будут чувствовать безопасность и захотят общаться друг с другом. Сама обстановка будет подталкивать их к тому, чтобы задать вопрос, заговорить, обсудить совместные идеи.

Места отдыха, лобби, общественные огороды должны быть сделаны так, чтобы люди общались между собой. В этом я вижу нашу основную задачу при создании общественных пространств завтрашнего дня.
Уроки на почту
Получайте новые учебные материалы и статьи о садах каждую неделю. Только о важном.
Без спама.
Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Показать больше
Made on
Tilda