ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

Зачем дизайнеру
законы композиции?
Разбираемся на примерах работ великих ландшафтных дизайнеров

Перевела
Анна Фирсова
В этой статье вы узнаете, зачем ландшафтному дизайнеру законы композиции и как их правильно применять. Разберем растения и их цветовые, текстурные и сезонные сочетания в работах известных архитекторов.

Изучать композицию в ландшафтном дизайне проще всего с точки зрения живописи. Это позволяет понять, как устроен сад, по каким принцпам построено наше восприятие. Грамотные дизайнерские решения применимы и в наших собственных садах.
Сад Пита Удольфа
Можем ли мы все понимать искусство? Да!

Недавно я услышала одно очень спорное утверждение Дэна Пирсона (известный дизайнер, автор книг о садах). Он говорил, что «настоящие произведения искусства нельзя проанализировать или скопировать». Мне понятно его отношение к своим личным проектам садов, как к творческой деятельности.

Но идея, гласящая, что «искусство» недосягаемо, и только создателю доступна информация, как и почему возникло конкретное произведение — в высшей степени ошибочна.
Работа Дэна Пирсона с мотивами дикой природы Чатсуорта, выставка Челси 2015
Как научиться "читать" сады?

Как ландшафтный дизайнер с художественным образованием, я уверена: понимать законы композиции может каждый. Многие верят, что для этого нужны какие-то специальные «творческие способности». Это ошибка.

Высокий профессионализм — это всегда результат обучения. Только изучая и анализируя отдельные сады, мы можем понять, по каким принципам они были созданы. С садами все точно так же, как с картинами, которые мы видим в галереях. Стоит только разобраться.
Картина Ван Гога «Дорога в Сен-Реми с женской фигурой»
Все студенты художественных ВУЗов, изучают исторические произведения. Это нужно для того, чтобы понимать композицию и используемые приемы.

Современные технологии позволяют нам анализировать картины детально, начиная с просмотра инфракрасных изображений. Они открывают нам самые ранние мазки под готовой картиной.

То есть, мы видим изменения в композиции по мере прорисовки картины. До такой точности, что заметно, какие пигменты были использованы при создании грунтового и базового слоя.
Сад Пита Удольфа
Эта практика применима и к садам. Мы также можем анализировать использованную композицию и приемы. Можем изучать отдельные растения и их цветовые, текстурные и сезонные сочетания.

Вспомните, как работает художник с палитрой. Художник начинает создавать картину с принятия решений: «какое настроение я хочу передать, какие ощущения?» Все эти решения принимаются до того, как первый мазок будет нанесен на холст. Исходя из этих решений, художник понимает, какие принципы и элементы композиции будут использованы.

Шоу-сад, который я создала для Цветочной выставки RHS (Hampton Court Flower Show). Я отразила настроение, используя определенные принципы и элементы искусства. Поговорим о них дальше.
Проект: Аманда Паттон
Фото: Гари Роджерс
Зачем изучать основы композиции?

Одни сады созданы с нуля, другие были унаследованы и развивались с разными владельцами под их потребности. Целостность дизайна отсутствует, либо была ослаблена.Анализ таких пространств через принципы композиции позволяет владельцам участков понять, почему их сад "разваливается" и разобраться, как это исправить.

Точно так же дизайнеры, которые создают новые сады, могут использовать знания о композиции для проектирования эффектных пространств целенаправленно, а не по счастливой случайности.
Композиция в ландшафтном дизайне

Говоря о садовых терминах, часто упоминают пропорцию, акцент и единство. В то время как идеи баланса и ритма затрагиваются меньше.

В  ландшафтном проектировании важно учитывать еще замысел и контекст. Чтобы создать цельную атмосферу любая территория должна иметь связь с окружающей средой, будь то ландшафт или архитектура.
Вилла Медичи в Фьезоле
Баланс

Вопрос баланса интересен, так как он определяет, насколько динамично пространство сада. Симметричный баланс создает спокойное пространство, но при неправильном обращении оно может быть скучным. Поэтому важно уделить дополнительное внимание и другим элементам композиции.

В Вилле Медичи в Фьезоле симметричный пейзаж с линией посередине использован для создания почти идеальной композиции. Она спокойна, но интересна.
В дизайне виллы используется симметричный баланс, чтобы
создать успокаивающее пространство с центральным бассейном и ступенями. Ступени ведут к беседке, засаженной розами.

Форма бассейна и строго направленные линии беседки и ступеней гарантируют, что ваш взгляд не покинет пределы сада. Симметричная композиция приводит взгляд к бассейну. С симметрией нужно обращаться осторожно, чтобы избежать создания скучных пространств.
Вилла Медичи в Фьезоле
Асимметричный баланс

Во другом саду в Рокклиффе (Великобритания) используются те же композиционные принципы, что и в Вилле Медичи.

Но здесь элементы линии наряду с формой бассейна уводят нас за пределы сада, несмотря на скамью. Она расположена в центре, и здесь взаимодействие потеряно.
Сад в Рокклиффе в Котсуолдсе
Фото: Аманда Паттон
Ритм

В свою очередь, асимметричный баланс создает динамику. Многочисленные живые изгороди в саду Лучано Джуббилей делают пространство захватывающем, несмотря на очень ограниченную палитру растений и твердых материалов.

Этот сад гораздо больше привлекает внимание, чем сад со статичным, симметричным дизайном. Его хочется исследовать даже в таком
небольшом пространстве.

Ритм можно использовать для того, чтобы направить взгляд по саду и вне его, или чтобы создать гармонию в определенных зонах сада. Проще говоря, регулярный ритм повторяющегося отдельного элемента очень привлекает.
Сад Luciano Giubbilei
Регулярный ритм

Посмотрите следующее пространство, эта линия кустарников в форме шаров и кубов обращает на себя внимание. Они ведут к воротам в частном саду Дэна Пирсона.

Случайный ритм с повторяющимися элементами, но без очевидного порядка. Это создает гармонию в саду и может быть использовано, чтобы связать несопоставимые элементы.

Регулярный ритм в этом саду направляет нас к воротам и удивительным пейзажам за ними.
Сад Luciano Giubbilei
Фото: Аманда Паттон
Прогрессивный ритм

Возможно, самым интересным из ритмов является прогрессивный. Он немного похож на вариации в музыке, где ненавязчиво через всю мелодию развивается такт. Один из лучших примеров — сад Лув в Провансе, созданный дизайнером Николь де Везиан.

Она создала его после того, как ушла из модного дома «Hermes» и переехала на юг Франции. Прогрессивный ритм создает связь между садом и более широким ландшафтом.

Сад признан одним из лучших примеров, позволяющих ощутить цельную атмосферу места. Видите, как повторяются сферические формы?

Кустарники естественной формы, такие как Молочай, противопоставлены стриженным формам растений. Они встречаются и за пределами ландшафта, создавая прямую связь между садом и окружающей обстановкой. Но в то же время, отвлекают от головокружительно крутого перепада.
Сад la Louve
Сад la Louve
Линия и форма в ландшафтном дизайне

Поговорим теперь о компонентах садового искусства. Они оживляют композицию, через создание настроения. Компоненты — это линия и форма, а также цвет, текстура и сочетание света и тени.

Линия — это полезный инструмент для перемещения взгляда по саду. Горизонтали и вертикали можно
использовать для создания четкого ритма в пространстве.

Тем не менее, в ландшафтном дизайне форма — это самый важный фактор. У многих растений она мало отчетлива и внешний вид листьев схож.

Это означает, что, когда мы «читаем» цветочный бордюр слева направо, мы быстро теряем интерес к нему, если ничего не цепляет на взгляд по пути. Красивых цветов недостаточно.
Композиция в работах Пита Удольфа

Эффекта нескольких красивых цветов недостаточно, чтобы создать удачно цветочный бордюр. Это видно на фотографии выше.

Он лишь становится неопрятным. Цель должна заключаться в том, чтобы создать красивый гобелен из формы и листвы, рассматривая цветы скорее как сезонный бонус.

Это сохранит декоративность в  долгосрочной перспективе, а не на мимолетной яркости цветов. Великолепный эффект долгосрочного дизайна можно увидеть в саду Лури.
Сад Lurie
Орнаменты многолетних растений в начале сезона столь же привлекательны, как и в конце, когда другие их детали выходят на первый план. Создатель этих удивительных насаждений — голландец Пит Удольф.

Его работы часто называют живописными и это не безосновательно. В его планах посадки все элементы искусства используются осознанно и обоснованно. Так он создает живые картины, меняющиеся вместе с сезоном.

Линия, форма, цвет и сочетание света и тени — все это используется для живописной атмосферы в проектах Пита Удольфа.
Цветник Пита Удольфа
Что нужно сделать перед началом работы?

Хотя некоторые произведения искусства могут быть созданы интуитивно, стабильно качественные работы никогда не создаются случайно.Напротив, это результат разумных решений, основанных на глубоких знаниях.
Понимание принципов и элементов искусства в контексте создания сада — это первый шаг к получению этих знаний.

Ключевое решение, которое необходимо принять перед началом действий: «что вы хотите „сказать“ своей работой?»

А затем для реализации используйте принципы, чтобы сформировать композицию и элементы, чтобы вложить в нее эмоции.
Сад Harlow Carr
Проблема ландшафтного бизнеса

Как художник, я вижу одну из проблем бизнеса ландшафтного дизайна особенно разочаровывающей. Она заключается в том, что дизайнеры очень мало рассказывают о своих решениях. Не помогают клиенту понять логику и прочитать сад, а просто говорят: «все прекрасно»! Без оценки и комментариев.

Как нам научиться понимать, как создается садовое пространство? Как сделать наши собственные небольшие участки более эффектными? Только практикой.

«Человек рисует умом, а не руками» (Микеланджело).

P. S. Об авторе

Аманда Паттон — член Общества Ландшафтных Архитекторов и практикующий дизайнер с 2000 года. До этого много лет работала иллюстратором, получила образование в художественном колледже.

В настоящее время работает над рядом национальных проектов, включая
поместье актрисы Вивьен Ли.

Источник luriegarden.org, автор статьи — Аманда Паттон.
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы
Бесплатно:
8 уроков о том, как создать сад своими силами
Показать больше