репортаж с ландшафтного форума

Минский Ландшафтный Форум:
Витторио Перетто об интеллекте растений и о музыке в садах

рассказала
Майя Сандалова
Как можно в трех словах описать человека, который объехал почти весь мир, проектировал сады во многих странах и постигал культуру каждой? Открытый, талантливый, вдохновляющий…

Таким для меня стал итальянский ландшафтный архитектор Витторио Перетто. Руководитель студии Hortensia.

Наш репортер Майя Сандалова продолжает рассказывать о спикерах Минского Ландшафтного форума 7.0.
Витторио Перетто
Фото предоставлено организатором фестиваля
Интеллект растений

«Ландшафтные дизайнеры в отличие от дизайнеров интерьера работают с живыми существами. Наша задача сделать так, чтобы они подружились между собой. Они наши сотрудники. Можно сказать, что все живое в проекте это субъекты, а не объекты.»

«В проекте в Тоскане наблюдал за деревьями, которые росли сами по себе в саду. Спустя 30 лет я вернулся в этот сад и не смог даже войти в него. И мне говорили, что все нужно убрать и посадить новое.

Я же решил, что это будет катастрофа. Представил землю, которая будет выставлена под палящее солнце. И если я не восстановлю там жизнь — все погибнет. И тогда принял решение оставить все крупные растения, дополняя их композициями из небольших по размеру растений».
Фото: Hortensia Garden Design
«Мы должны понимать, что с биологической точки зрения управляет планетой тот, кто больше распространен. С этой позиции растения занимают 99,7% биомассы планеты, и только 0,3% - все остальные живые организмы.

Получается, что наша значимость для планеты несколько преувеличена, мы живем здесь благодаря растениям.»
Фото: Hortensia Garden Design
Витторио высказал мнение о том, что у растений также присутствует своеобразный интеллект, который не доступен нашему пониманию. Привел примеры адаптаций растений.

Например, зеленая окраска плодов, маскирующаяся под листву. Это связано с тем, что плод не должен быть съеден до того как полностью сформируется семя.

Для того, чтобы распространить семена, необходимо привлечь птиц или животных, тогда плоды становятся яркоокрашенными.

Или выделение газов у акации, которые изменяют вкус листьев. Они передаются по воздуху от растения к растению, как сигнал бедствия. Нужны для защиты от поедания их жирафами.
Фото: Hortensia Garden Design
Источники вдохновения

Вторая часть доклада была посвящена источникам вдохновения для проектов.

«Начиная работу над проектом, я стараюсь не смотреть на то что есть на земле. И не важно есть ли там деревья устремленные вверх или пустое пространство.»

Работая над своим первым проектом в России, Виторио использовал в дизайне зеркала, они отражали небо. Этот стилистический прием внес дополнительную динамику в проект.
Прежде, чем приступать к проекту, мы должны воспринять, что говорит это место.
— Витторио Перетто
Фото: Hortensia Garden Design
Одним из важнейших моментов при создании проекта Витторио считает вдохновение.

Из многочисленных путешествий он привозит фотографии и рисунки. Ставни, фрески, решетки, рисунки на колоннах, окна — все может лечь в основу будущего проекта.

«Фотографический взгляд или глаз — это одна из моих особенностей. У меня с детства была эта страсть. Это подобно исследованию того, что я вижу перед собой.»
Проект – это «история», и для того чтобы ее рассказать, вы должны хорошенько ее выслушать
— Витторио Перетто
Фото: Hortensia Garden Design
Отдельно он остановился на проекте мемориала, который спроектировал для места сражения Итальянских и Советских войск в ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции.

В этом сражении итальянская армия понесла колоссальные потери.

«В основу проекта легла окружность диаметром 70 метров. 7 в Библии — это та цифра, которая говорит о прощении.

Так же я принял определенное ботаническое решение — использовать из растительного материала только яблони. Опять же, в Библии яблоня — это дерево грехопадения. Помимо этого яблоня хорошо приспособлена к данным климатическим условиям».
Фото: Hortensia Garden Design
Музыка в саду

В довершении Витторио раскрыл тему музыки в саду. «Люди, у которых есть волшебная палочка в руках — это волшебники и дирижеры. Поэтому музыка для меня — это магия»

Существует 4 уровня восприятия музыки:

1. Внутренний — который пробуждает память, помогает.

2. Терапевтический — отражает влияние музыки на физическое состояние и улучшение здоровья.

3.Образовательный.

4. Духовный — как источник объединения людей.

Собирая вдохновение в моментах и, объединяя их в прекрасные работы, автор всегда стремиться сохранить гармонию.

«Я задумался о том, как устроен оркестр. У каждого инструмента свое положение, но все вместе они в гармонии. И я всегда стараюсь восстановить эту гармонию в садах»
Фото: musicaliagarden
Умение замечать музыку в ландшафте, на мой взгляд, особый дар Витторио.

Он рассказал, как при посадке самолета в Симферополе, в линии деревьев увидел, раскладку клавиш фортепиано.

Как в журнале по картографическому дизайну 18 века обратил внимание на упражнение для студентов. Для создания работ они использовали нотные листы.

Или приводит пример из книги Лихачева «Поэзия садов». Екатерина при создании сада для своего сына в Павловске велела разместить клетки с соловьями. Для того, чтобы добавить музыку в сад.

О книге Витторио говорит: «Не знаю книги лучше, всегда держу ее при себе».
Фото: musicaliagarden
«В качестве эксперимента, я взял Патетическую сонату Бетховена. Подумал, что можно перевести ноты и включить их в проект. Я представил, что каждая нота будет соответствовать определенному растению, чтобы воспроизвести гармонию»

В работе для выставки Orticolario 2013 Витторио взял музыкальную фразу из «Итальянского каприза» Чайковского. Выбрал 7 нот и разместил их на фонтане, поскольку вода символизирует тишину.

Конструкции были выполнены из стали, а сами ноты из самшита. Она должна была быть временной, но организаторы решили оставить ее навсегда.
Фото: musicaliagarden
В нескольких проектах Витторио использовал арт-объекты в виде скрипок и других музыкальных инструментов, чтобы создать музыкальную атмосферу.

В одном из парков в Милане есть скамья, которую он назвал «Скамья Татьяны». На ней есть гравировка в виде музыкального отрывка темы Татьяны из оперы «Евгений Онегин».

Для проекта в Тоскане Витторио создал амфитеатр. Он учитывал засушливый климат и дефицит влаги. Использовал только те растения, которые смогут выжить без полива.

Большое внимание всегда обращает на акустические характеристики места. Выбирает наиболее удачные, для зоны, где могли бы играть музыканты.

В некоторых проектах маэстро прятал среди посадок динамики на фотоэлементах. Из них лилась музыка, при этом оставаясь незаметной для глаз посетителей.

После продолжительных аплодисментов, которыми закончилось выступление, я подошла к маэстро, чтобы задать ему несколько вопросов.
Майя Сандалова, Витторио Перетто, Юлия Чемердовская
Фото предоставлено организатором фестиваля
Вы впервые в Беларуси? Какие зарисовки вы увезете с собой о нашей стране?

«Я впервые приехал в Беларусь и приезд был вечерний. Понравилась Белая церковь в центре города в стиле барокко.

Немного видел пока, но завтра будет экскурсия и я надеюсь увидеть значительно больше. И если получится выразить это впечатление в рисунке, я обязательно вам покажу.»

Работая на мастер-классе с белорусскими дизайнерами, можете ли что-то сказать о их стиле или особенностях?

«За один день нельзя сложить полноценное представление. Я не считаю в праве выносить какие-то суждения, но я могу рассказать об итальянских.

В Италии мы привыкли жить в насыщенном историческом контексте. Можем облокотиться на римскую статую и сказать: „Ну и подумаешь…“

Мы живем в смешанной реальности. Иногда я даже не могу спать, настолько в голове бурлит мыслительная активность. Постоянно думаю, как сочетать несочетаемое.

Однажды я сказал своей жене, что она должна написать на моей могиле „Ему никогда не было скучно“.»
Фото предоставлено организатором фестиваля
Были ли идеи, которые по тем или иным причинам не воплощены в жизнь?

«Я очень дорожу проектом по Шестаковичу и по мемориалу солдатам на Дону.

Могу сказать, что губернатор мне ответил «Это прекрасный проект, мои комплементы. Но почему из Италии Вы присылаете такое великолепное предложение и одновременно вводите санкции?»

Я сказал: «Это же проект против войны, а не для итальянцев. Проект нацеленный на то, чтобы человек привел детей к этому месту и сказал «Посмотри, люди иногда делают не очень хорошие вещи.»

Россия достаточно автономная страна, может обойтись без помощи других, в отличии от Беларуси. Те санкции, которые вводятся, не достигают тех целей, которые перед ними ставятся.»
Фото: Hortensia Garden Design
«Мы разместили проект на сайте одного блоггера.

Задали вопрос „как по-вашему Итальянцы заплатили достаточно, за свои ошибки во время второй мировой войны? Да или нет?“ И больше всего ответов в опросе было „НЕТ“.

Губернатор нам ответил, что находится в процессе перевыборов и не может направить этот проект на реализацию, чтобы это не помешало избранию.

Но сказал, что отправит его в центральное правительство на одобрение президента. Классическая история о том, как ландшафтный проект сталкивается и пересекается с историческими и политическими аспектами.

Но не перестаю надеяться на то, что однажды смогу реализовать его. Я его создавал не для итальянских солдат, а хотел показать всю абсурдность войны.

Когда одна страна направляет в другую своих солдат для войны — это плохо. И с этой точки зрения я считаю, что растения намного умнее, чем люди.»
Фото: Hortensia Garden Design
«Я понимал, что иду по лезвию. И, что находился с ошибочной стороны истории, той что была не права. Насколько абсурдна идея, что маленькая страна хотела завоевать такую огромную.

Старался сделать так, чтобы это не обидело россиян и донести мысль о глупости таких действий. Каждый из нас может сделать что-то для улучшения мира.»

Воспринимать с таким смирением и так пропускать через себя историю, нам стоило бы у него поучиться. Его позиция убедила меня во мнении, что ландшафтные дизайнеры, такие многоликие в своем творчестве.

Они спасают мир самым гуманным и прекрасным способом — создают сады…
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы
Бесплатно:
8 уроков о том, как создать сад своими силами
Показать больше